Что входит в систему управления коррупционными рисками оао «ржд сдо

Антикоррупционная политика ОАО «РЖД»

Антикоррупционная политика ОАО «РЖД» представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных проявлений, минимизацию коррупционных рисков, обеспечивающий формирование у руководителей и работников, членов совета директоров, акционера, инвестиционного сообщества и иных лиц единообразного понимания неприятия ОАО «РЖД» коррупции в любых формах и проявлениях, неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

В 2018 году в ОАО «РЖД» проведена процедура экспертного подтверждения соответствия мероприятий, проводимых Компанией в области профилактики и противодействия коррупции, требованиям антикоррупционного законодательства и положениям Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Оценка проводилась по результатам анализа 166 критериев в соответствии с утвержденной методикой и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Минтрудом России 8 ноября 2013 года.

Итоговая оценка полноты и эффективности антикоррупционных мер в ОАО «РЖД» составила 4,75 балла. Такая оценка демонстрирует деловому сообществу приверженность ОАО «РЖД» к честному видению бизнеса, безусловному соблюдению требований законодательства в области предупреждения и противодействия коррупции и положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Меры по противодействию коррупции, предпринятые в 2018 году, и план по противодействию коррупции до 2020 года

В ОАО «РЖД» утвержден План ОАО «РЖД» по противодействию коррупции на 2018–2020 годы.

Учитывая холдинговую структуру компании и необходимость единого подхода к реализации принципов антикоррупционной политики Компании, инициированы корпоративные процедуры по утверждению органами управления дочерних обществ, входящих в Холдинг, собственных планов противодействия коррупции, принятия к руководству регламента взаимодействия Центра по организации противодействия коррупции с дочерними обществами ОАО «РЖД».

Реализуя принципы антикоррупционной политики ОАО «РЖД», в отчетном периоде Компанией обеспечено выполнение мероприятий Плана ОАО «РЖД» по противодействию коррупции на 2018–2020 годы, проведена системная работа в указанной сфере, включающая:

  • проведение декларационной кампании по представлению работниками, замещающими коррупционно-опасные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • рассмотрение деклараций о конфликте интересов, а также принятие мер по урегулированию потенциального (реального) конфликта интересов;
  • обеспечение соблюдения работниками общества ограничений, требований и запретов в части уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников ОАО «РЖД» к совершению коррупционных правонарушений и порядка уведомления о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением обязанностей;
  • обеспечение проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа;
  • обеспечение работы «Горячей антикоррупционной линии ОАО «РЖД», прием и рассмотрение обращений заявителей;
  • утверждение Положения об организации контроля за соблюдением требований нормативных документов холдинга «РЖД» в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
  • внедрение Регламента взаимодействия Центра по организации противодействия коррупции с дочерними обществами ОАО «РЖД» по вопросам организации и проведения работы по предупреждению и противодействию коррупции;
  • обеспечение организации обучения работников общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, в том числе посредством прохождения всеми работниками общества дистанционного курса и проведения школы передового опыта с участием представителей государственных и правоохранительных органов, общественных организаций и работников холдинга «РЖД», ответственных за реализацию мероприятий по профилактике и противодействию коррупции;
  • информирование Аппарата Правительства Российской Федерации, Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД» о реализации указанных антикоррупционных мероприятий.

Риски, требующие особого внимания

В ОАО «РЖД» особое внимание уделяется отдельным видам рисков.

Уполномоченным подразделением по противодействию коррупции и совершенствованию антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации в Компании является Центр по организации противодействия коррупции.

В Компании закреплен единый принцип организации антикоррупционной работы не только на центральном, но и на региональном и линейном уровнях корпоративного управления.

В результате реализации угроз безопасности информации возможно нарушение или остановка предоставляемых ИТ‑сервисов, технологических и производственных процессов Компании, а также утечка информации ограниченного доступа.

В 2019 году были организованы и выполнены работы по внедрению и сопровождению автоматизированной системы управления событиями информационной безопасности, централизованного узла доступа к информационным системам, системы мониторинга и контроля каналов передачи информации, программно-аппаратного комплекса контроля доступа привилегированных пользователей, системы оценки защищенности автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем ОАО «РЖД», системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на информационную инфраструктуру (ПО СОПКА).

Проведен контроль состояния защищенности веб-портала ОАО «РЖД», информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» при подключении внешних пользователей, узлов выхода в интернет, Единого клиентского мобильного приложения. На 2020 год запланировано дальнейшее развитие систем управления и мониторинга информационной безопасности, а также нормативно-методической базы ОАО «РЖД» в области защиты информации.

Большое внимание в ОАО «РЖД» уделяется рискам, связанным с изменением климата. Компания анализирует изменения климата и учитывает их при планировании своей деятельности. Основное следствие, которое потенциально может повлиять на работу Компании, — рост числа опасных погодных явлений. Работа железных дорог может быть осложнена возрастанием количества осадков, особенно жидких и смешанных, ростом количества опасных явлений, таких как туман, сильные ливни и т. Поэтому в комплекс мероприятий при эксплуатации инфраструктуры входят укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород) и сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые, противолавинные, противообвальные комплексы сооружений).

СДО ответы

Ответы к СДО РЖД. Ответы к вопросам СДО для машинистов и помощников. АСПТ. Собраны ответы на вопросы которые могут вызвать затруднения. ПТЭ. ИСИ. ИДП. Наш сайт СДО РЖД Ответы может помочь пройти тестирование. У нас доступны такие подразделения как: локомотивные бригады,бригады МВПС,агенты СФТО,вагонники
другие подразделения.

Тестирование

Термин «коррупция» Федеральным законом от 25. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен как:

«общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц»

«обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей»

Коррупция как социально-правовое явление и объект управленческого воздействия включает в себя:

дачу взятки и получение взятки

злоупотребление служебным положением

бытовую, государственно-административную и элитно-политическую коррупцию, коммерческий подкуп

Кто в Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции?

Федеральное Собрание Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Какая из нижеперечисленных форм противодействия коррупции является наименее затратной и наиболее эффективной?

предупреждение коррупции, в том числе выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции)

выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией)

минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений

Какие виды юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений применимы к государственным гражданским и муниципальным служащим?

уголовная и административная

уголовная и дисциплинарная

административная и дисциплинарная

уголовная, административная и дисциплинарная

уголовная, гражданско-правовая, административная и дисциплинарная

Какое дисциплинарное взыскание налагается на гражданского служащего за нарушение требования немедленно уведомлять представителя нанимателя о случаях склонения гражданского служащего к коррупции?

предупреждение о неполном должностном соответствии

освобождение от должности

увольнение с гражданской службы

Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает дарение государственным (муниципальным) служащим, работникам организаций подарков, стоимость которых не превышает:

1 000 рублей

3 000 рублей

5 000 рублей

Максимальный размер штрафа за коррупционные правонарушения установлен до ___ -кратного от суммы незаконного вознаграждения.

Способность противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего, это:

Под служебной этикой понимают:

совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности

свод правил, самообязательств, выполнение которых служит залогом успешной профессиональной деятельности

форма общественного сознания, присущая как работодателям, так и наемным работникам, объединенным общими целями профессиональной деятельности

Поделиться информацией в соцсетях:

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ ХОЛДИНГА «РЖД», СВЯЗАННЫХ
С КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 19. 2020 N 2321/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Главный бухгалтер ОАО «РЖД»

Статс-секретарь — заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД»

Заместитель генерального директора — начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции тяги

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центральной дирекции инфраструктуры

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центральной дирекции управления движением

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов

Заместитель генерального директора — директор по внутреннему контролю и аудиту ОАО «РЖД»

Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД»

Директор ОАО «РЖД» по корпоративному управлению

Директор ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальник Департамента экономики

Директор ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу — начальник Трансэнерго

Директор ОАО «РЖД» — начальник Главного центра управления Российскими железными дорогами

Корпоративный секретарь ОАО «РЖД»

Заместитель корпоративного секретаря ОАО «РЖД»

Руководитель Административно-организационного аппарата ОАО «РЖД»

Первый заместитель руководителя Административно-организационного аппарата ОАО «РЖД»

Начальник Контрольно-аналитической службы генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД»

Первый заместитель начальника Контрольно-аналитической службы генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД»

Первый заместитель начальника департамента

Начальник управления (за исключением управления в составе Административно-организационного аппарата ОАО «РЖД» или департамента)

Первый заместитель начальника управления (за исключением управления в составе Административно-организационного аппарата ОАО «РЖД» или департамента)

Генеральный представитель ОАО «РЖД» в иностранном государстве

Начальник структурного подразделения ОАО «РЖД»

Первый заместитель начальника структурного подразделения ОАО «РЖД»

Начальник железной дороги

Первый заместитель начальника железной дороги

Первый заместитель начальника железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации

Первый заместитель начальника филиала

Первый заместитель директора филиала

Директор учреждения здравоохранения ОАО «РЖД»

Главный врач учреждения здравоохранения ОАО «РЖД»

Директор образовательного учреждения ОАО «РЖД»

Заведующий образовательным учреждением ОАО «РЖД»

Директор учреждения культуры и спорта ОАО «РЖД»

Функционирование системы управления рисками и внутреннего контроля

Основной целью СУРиВК является обеспечение разумной уверенности в достижении целей ОАО «РЖД». Виды целей Компании, включают (но не ограничиваются):

  • стратегические цели;
  • операционные цели;
  • комплаенс-цели;
  • цели в области обеспечения достоверности, своевременности и качества всех видов отчетности.

Основными задачами СУРиВК являются:

  • создание инфраструктуры и нормативно-методологической основы для эффективного функционирования процесса управления рисками, в том числе путем проводимой гармонизации документов;
  • интеграция процедур управления рисками и внутреннего контроля в стратегическую и операционную деятельность Общества, что позволит проактивно реагировать на риски и негативные изменения внешней и внутренней среды (посредством планирования и реализации мероприятий по воздействию на риск);
  • повышение информированности участников СУРиВК и прочих заинтересованных сторон о рисках;
  • сокращение числа непредвиденных событий, способных оказать негативное влияние на достижение целей ОАО «РЖД».

СУРиВК в ОАО «РЖД» функционирует в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31 000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» Утвержден приказом Росстандарта от 21 декабря 2010 г. № 883-ст. с учетом их актуализации и преемственности в ГОСТ Р ИСО 31 000:2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» Утвержден введен в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 г. № 1379-ст.

Организационная структура СУРиВК

В основу распределения прав и обязанностей в сфере СУРиВК в соответствии с нормативно-методическими документами ОАО «РЖД» положена модель «трех линий защиты», выделяющая следующих участников процесса управления рисками:

  • совет директоров, в том числе Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД»;
  • Ревизионная комиссия ОАО «РЖД»;
  • подразделение по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля;
  • подразделение, осуществляющее независимую оценку эффективности отдельных компонентов СУРиВК и функционирования СУРиВК в целом.

Взаимодействие и обмен информацией между участниками системы управления рисками и внутреннего контроля является основой для эффективного функционирования СУРиВК. Так как процедуры управления рисками и внутреннего контроля являются неотъемлемой (интегрированной) частью бизнес-процессов, деятельности и корпоративного управления, взаимодействие в рамках СУРиВК осуществляется согласно установленным в Компании структурам управления, распределению полномочий, корпоративной культуре и нормам поведения, организации бизнес-процессов и видов деятельности.

Участники системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД»

Этапы процесса управления рисками

Риск-аппетит и процесс управления рисками

ОАО «РЖД» устанавливает приемлемую величину рисков (риск-аппетит), которая используется для определения допустимого уровня рисков при принятии решения о методах и мероприятиях по воздействию на риски и для соблюдения баланса между рисками и возможностями. Риск-аппетит относится к компетенции совета директоров и является предельно допустимым уровнем рисков, который Холдинг стремится соблюдать (не превышать) и на который готово и может пойти (готово принять/поддерживать) в процессе достижения целей.

Процесс управления рисками регламентируется внутренними нормативными документами Компании. В рамках процесса УРиВК формируется отчетность по рискам, которая предоставляется и одобряется исполнительными органами, Комитетом по аудиту и рискам, советом директоров. Отчетность включает в себя информацию о рисках и мероприятиях по воздействию на риски и эффективности СУРиВК.

Основные формы отчетности и документирования формируются на основе информации из паспортов рисков и содержат сводную информацию по мониторингу ключевых рисков Холдинга, риск-аппетита и допустимого уровня риска, портфеля рисков, а также результаты самооценки СУРиВК.

Один из ключевых элементов эффективного функционирования СУРиВК — обмен информацией и взаимодействие участников, в том числе горизонтальное и вертикальное. При этом взаимодействие и консультирование не ограничиваются отчетными периодами, так как управление рисками и внутренний контроль осуществляются на постоянной основе и являются неотъемлемой (интегрированной) частью бизнес-процессов и корпоративного управления. Взаимосвязь между СУРиВК и системой КПЭ обеспечивают взаимоувязку целей (стратегических, операционных, комплаенс-целей и целей в области достоверности отчетности) и устанавливают соответствующие критерии их достижения.

Оценка эффективности СУРиВК

В целях определения соответствия СУРиВК текущим потребностям Холдинга, повышения эффективности и своевременной корректировки СУРиВК Компании подлежит регулярной оценке. Компания применяет следующие виды оценки СУРиВК: внутреннюю (включая самооценку и оценку подразделения внутреннего аудита, которое находится на третьей линии защиты) и внешнюю. Внутренняя оценка осуществляется на периодической основе, но не реже одного раза в год. Внешняя оценка СУРиВК осуществляется путем привлечения внешнего независимого эксперта. Периодичность внешней оценки СУРиВК устанавливается советом директоров ОАО «РЖД» по рекомендации Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД». В 2020 году внешняя оценка не проводилась.

Результаты самооценки СУРиВК за 2019 год рассмотрены на заседании совета директоров ОАО «РЖД» в июле 2020 года с предварительным рассмотрением вопроса на Комитете по аудиту и рискам совета директоров и правлении ОАО «РЖД». Отчет о результатах самооценки СУРиВК за 2020 год запланирован к рассмотрению на совете директоров в июне 2021 года.

Внутренняя оценка осуществляется на периодической основе, но не реже одного раза в год. В ОАО «РЖД» эту функцию выполняет Центр «Желдораудит».

В соответствии с планом проведения внутреннего аудита в ОАО «РЖД» на 2020 год Центром «Желдораудит» проведена оценка состояния системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД». Она осуществлена в соответствии с Практическим руководством по внутреннему аудиту «Оценка системы управления рисками и внутреннего контроля»ПР. 003-2019, утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 20 декабря 2019 года № 2941/р. Фокус внутреннего аудита в 2020 году был направлен на анализ соответствия СУРиВК установленным требованиям, оценку функционирования процесса управления рисками по отдельным бизнес-процессам ОАО «РЖД».

В 2020 году в ОАО «РЖД» проведен ряд мероприятий по развитию и совершенствованию СУРиВК в соответствии с Программой развития управления рисками и внутреннего контроля в холдинге «РЖД» на 2019–2024 годы и с учетом рекомендаций внутреннего аудита. По результатам проведенной внутренней оценки сформировано заключение внутреннего аудита о текущем состоянии СУРиВК, соблюдении основных требований к организации СУРиВК и суждение в отношении эффективного развития и совершенствования системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД».

Ключевые риски ОАО «РЖД»

Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР до 2025 года, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности и сгруппированы в категории по источнику возникновения.

К рискам, реализация которых приведет к наибольшему влиянию на ДПР, относятся:

  • отставание доходной ставки от индексации тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
  • отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
  • существенное изменение моделей рынка грузовых и пассажирских перевозок с сокращением доли холдинга «РЖД» в перевозочных сегментах.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» планирует постоянно взаимодействовать с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных негативных последствий реализации рисков ОАО «РЖД» будет повышать клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализовывать программу повышения эффективности.

Риски по направлениям деятельности

Структура рисков ОАО «РЖД» обусловлена особым вниманием Компании к наиболее существенным направлениям деятельности и непрерывному совершенствованию управления соответствующими процессами в условиях постоянного изменения внешней среды для достижения амбициозных целей. В целом Компании удалось достигнуть поставленных в 2019 году задач, несмотря на реализацию рисков по следующим направлениям деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • организация движения;
  • капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт;
  • правовое обеспечение и комплаенс;
  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • международная деятельность.

К основным мероприятиям по воздействию на риски, реализованным в 2019 году, относятся:

  • анализ и оптимизация внутренних процессов, направленных на выявление основных проблемных мест, выработку и реализацию системных мероприятий по снижению их влияния и недопущению негативных событий в будущих периодах (включая совершенствование внутренних нормативных документов Компании), в том числе с учетом передового опыта на рынке;
  • автоматизация и цифровизация, в том числе позволяющая повысить достоверность и оперативность данных, снизить человеческий фактор и ручной труд, повысить скорость принятия управленческих решений;
  • законодательные инициативы, направленные на повышение прозрачности деятельности Компании, в том числе посредством использования инструмента «регуляторной гильотины»;
  • обучение и повышение уровня компетенций работников Компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.