Какие способы аргументации относится к рациональным сдо ржд

Разрабатывая структуру речи, оратор выбирает оптимальный порядок следования содержательных компонентов речи (структурных частей), порядок расположения мыслей в них. Иначе можно сказать, что весь содержательный материал, изобретённый оратором, — оригинальные идеи, интересные примеры, общие места, фактические данные, цитатный материал – всё это располагается в соответствии с замыслом оратора, и таким образом создаётся единственно возможное содержание речи. В результате этой работы получается композиция речи.

На прошлом занятии мы познакомились с различными видами аргументов. На этапе изобретения речи мы как бы получили в свое распоряжение войска — мысли, идеи. Те­перь нам нужно выстроить это войско идей так, чтобы оно было наилучшим образом способно выполнить нашу зада­чу оратора.

Под аргументацией понимается процесс приведения аргументов, доказательств в систему для обоснования те­зиса перед слушателями.

Из приведенного определения видно, что:

— аргументация — это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

— аргументация — это процесс, следовательно, нужно расположить аргументы в определенной продуманной пос­ледовательности.

То, что приводимые вами аргументы образуют систе­му и расположены в определенной последовательности, должно быть, очевидно не только вам, но и вашим слушате­лям, то есть аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели воспринимали аргументы. Та­ким образом, задача оратора — не только предложить не­кую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

Существуют различные классификации способов аргу­ментации. Обобщая их, риторика говорит о следующих спо­собах:

Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различают по тому, усили­вается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что сна­чала оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные и завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Достоинства нисходящей аргументации заключается в том, что она:

— позволяет легче привлечь и удержать внимание ауди­тории;

— заставляет активно работать мысль с начала речи;

— первые аргументы лучше запоминаются. Наблюдения показывают, что нисходящая аргумента­ция наиболее эффективна в слабо подготовленной, малоза­интересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Необходимо также иметь в виду, что слабые аргумен­ты при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации.

Преимущество восходящей аргументации — в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала ауди­тории до предела.

Данный способ аргументации эффективен в подготов­ленной, высокозаинтересованной аудитории. Он дает эф­фект:

— если атмосфера в аудитории спокойная и оратора го­товы выслушать;

— если мысль, которую нужно обосновать, сложна;

если проблема для аудитории не является полностью решенной;

— если аудитория сможет сделать самостоятельный вы­вод.

Односторонняя и двусторонняя аргументация.

Односторонняя аргументация оратором своей позиции

— либо излагаются только аргументы «за» (чистый по­зитив);

— либо излагаются только аргументы «против» (чистый негатив).

При двусторонней аргументации слушателю дают воз­можность сопоставить точки зрения, дают возможность выбрать.

Разновидностью способа двусторонней аргументации является способ так называемой контраргументации, ког­да оратор приводит свои доводы как опровержение дово­дов оппонента, предварительно их изложив.

Оппонент при двусторонней аргументации и контрар­гументации может быть как реальный — например, лицо, являющееся носителем определенных взглядов, так и «вы­мышленный», сконструированный самим оратором. Такой прием называется «чучелом оппонента»: моделируется не­кое типичное мнение по вопросу, излагается, разбираются все плюсы и минусы и делаются выводы.

По ходу выступления может использоваться и прием «изобретение оппонента» — когда оратор, выдвинув неко­торое положение, сам себе возражает от имени некоторого анонимного оппонента: «Могут сказать, что. », «Можно предвидеть возражение, что. », «Здесь нередко возражают, что. » и т.

Что можно сказать об эффективности односторонней и двусторонней аргументации? Вот наблюдения авторов риторических руководств:

Односторонняя
 
Двусторонняя
 
Эффективна для укрепле­ния сознания людей, уже имеющих взгляды и ус­тановки на предлагаемый материал. Эффективна при воздей­ствии на сознание людей, негативно относящихся к сообщаемому. Хорошо действует на людей малообразованных
 
 
Лучше действует на под­готовленную аудиторию. Позволяет выработать менее стойкие убеждения. Способствует выработке иммунитета к манипулиро­ванию сознанием в дальней­шем, повышает сопротив­ляемость контрпропаганде, вырабатывает более стойкие убеждения. Учит воспринимать гото­вые мысли. Учит анализировать, делать самостоятельные выводы.

Индуктивная и дедуктивная аргументация.

Индуктивная аргументация основана на построении изложения от фактов к выводу. Приводится конкретные факты, а в заключении оратор делает из них общий вывод.

Например, приводится несколько фактов зажима сво­боды печати. Потом ставится вопрос: «Кто зажимает? Ви­димо, есть силы, в этом заинтересованные. Кто они?». И здесь оратор излагает свое понимание проблемы и делает вывод.

Индуктивная подача материала эффективна в женской аудитории (особенно в возрастной группе 18-23 г. ), в обще­ственно-научной аудитории, а также в конфликтной ауди­тории.

Дедуктивная аргументация построена от общей посыл­ки к фактам. Например: «Множество стариков, пенсионе­ров, престарелых нуждаются сейчас в помощи. Кто им по­может?. Могут внести свой вклад. Помочь должны. Не­обходимо создать специальные службы».

Дедуктивная аргументация чаще оказывается эффектив­ной и мужской аудитории, в естественнонаучной аудито­рии, у более взрослых слушателей (старше 23 лет) и тогда, когда аудитория настроена благожелательно.

Вопрос о выборе способа аргументации возникает пе­ред оратором на этапе составления плана выступления.

Оратора принято сравнивать с полководцем. Как и сра­жение, речь надо планировать. Без плана вы не будете по-настоящему знать взаимосвязь своих идей, не будете ясно отдавать себе отчет в том, что идеи представляют собой, пока не разместите их в известном порядке, наметив основ­ные подтезисы и доводы.

Существуют два наиболее употребительных способа составления плана: номинативный (краткая запись одних только наименований пунктов) и тезисный (запись закон­ченных выражений). В первом случае сочетания слов вызы­вают в представлении оратора законченную мысль. Такой прием с успехом могут применять опытные ораторы, кото­рые благодаря практике и широкому знанию предмета в состоянии полностью удерживать в памяти весь строй речи.

Начинающим же ораторам следует овладеть навыками составления тезисного плана, в котором в готовом виде со­держатся основные доводы.

Советы по составлению тезисного плана.

Разделите план на 3 части: выступление, основная часть и заключение;

Следите, чтобы в основной части было не более 5 положений;

Избегайте суждений сложных и с различным содер­жанием;

Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости.

Сопер приводит следующий пример неудачного плана:

Есть несколько разных причин, объясняющих, поче­му большинство молодежи не любит симфоническую му­зыку:

Чтобы оценить симфоническую музыку, надо на­учиться ее слушать.

Большинство молодежи не использует немногих пре­доставляющихся возможностей ее послушать.

Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой «легкой музыкой».

На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма умственная»

Симфоническая музыка раздражает молодежь. В этом плане подраздел Д частично совпадает с осталь­ными и несовместим с ними, так как он говорит о следствии причин, указанных в других подразделах.

Читайте также:  В поезда какой длины запрещается ставить вагоны с вм согласно и идп каскор

Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов. План — логическая конструкция и должен содержать не воп­росы, а ответы.

1) Логическая (рациональная) аргументация — рациональное обоснование выгоды приобретения товара (услуги).

В логической аргументации раскрываются внутренние признаки предметов и явлений, доказываются определенные положения. Этот тип речи опирается на логику, умозаключения и связан с содержательно-концептуальной информацией речи.

Индукция — умозаключение от частного к общему (обобщение): из наблюдения массы случаев делается общий вывод. Ярким примером такой аргументации являются рекламы с использованием свидетельств сразу нескольких людей, из аргументов которых делается общий вывод.

Дедукция — умозаключение от общего к частному: из суждения о правильности общего утверждения делается вывод, что правильны и отдельные случаи его приложения. Так, например, в рекламе крема «Чистая линия» сначала говорится о полезных свойствах брусники, а затем — о пользе крема с экстрактом брусники.

Среди многих растений лесной зоны самое удивительное — брусника. Поздней осенью листья брусники содержат максимальное количество тонизирующих веществ. Именно поэтому экстракт брусники стал основой для нового тонизирующего крема, созданного в лаборатории «Чистая линия». Крем «Чистая линия» с экстрактом брусники насыщает кожу витаминами, увлажняет ее и прекрасно тонизирует.

Аналогия — выявление сходства двух предметов и вывод о том, что предметы схожи и в других отношениях. Аналогия может использоваться, например, при выведении на рынок нового товара известного производителя; это может быть ссылка на уже раскрученный товар, имеющий благоприятный имидж. Примером последнего является слоган зубной пасты Blendax:

Blendax. От производителя Blend-a-med.

2 Эмоциональная аргументация — построена на обращении к эмоциям и основным мотивам. Эмоциональные аргументы взывают к чувствам и ощущениям. Эмоционально написанный текст вызывает живую реакцию читателей. К основным мотивам мы относим следующие:

1) физическое благополучие — инстинкт самосохранения, безопасность, здоровье, удобство, комфорт, свобода действий и др.

Моторное масло U-Tech. Ваша уверенность за рулем.

2) экономические интересы — выгода, прибыль, увеличение собственности и материальных благ, карьера, профессиональные гарантии и др.

Батарейки Duracell. Работают дольше. Намного дольше.

3) социальные интересы — семья и ее благополучие, хорошая репутация, авторитет, престиж, власть, общественные добродетели (честь, благородство, традиции), чувство собственного достоинства.

Бытовая техника «Филипс». Изменим жизнь к лучшему.

4) развлечение — игра, соревнование, риск, азарт, отдых, юмор, игра воображения.

Ariston. Мы угадываем желания.

5) истина и справедливость — правда, истина, чувство долга, моральная поддержка, великодушие, сострадание и др.

Голосуй сердцем! Голосуй, а то проиграешь!

По цели воздействия выделяется утверждающая, диалектическая и порождающая аргументация.

Утверждающая аргументация — подача аргумента как факта, аксиомы.

Fairy. Отмывает жир даже в холодной воде.

Диалектическая аргументация — аргументы направлены на частичное изменение мнения потребителя в пользу товара.

Lancome Paris. Наконец-то тон для лица обеспечивает стойкость и комфорт с утра до вечера.

Порождающая аргументация — уничтожение уже имеющегося потребительского мнения и создание нового.

Tele 2 GSM. Всегда дешевле.

Построение аргументации может основываться не только на целом тексте, но и опираться на различные уровни языка: фонетический, лексический, синтаксический.

На фонетическом уровне для достижения желаемого эффекта в речевом воздействии могут использоваться даже особенности произнесения звуков речи. Может использоваться, например, старомосковская норма произношения «ч» как «ш» в словах типа «булочная», или акцентированное «оканье», характерное для русских говоров, или разного рода графические выделения. Например:

Стоматологическая клиника. Береги жубы ш дештва!

Лексика играет основную роль в построении аргументации. Здесь в первую очередь используются возможности языкового манипулирования и имплицитной информации: в рекламе, как правило, дается не информация о товаре, а его имиджевые свойства, при этом большой массив информации может идти в подтексте. Например:

«Радость знакомства с маркой Decleor Вам предлагают, в частности, следующие косметические и медицинские центры Москвы

В этой рекламе потребителю предлагают не просто товар — предлагают заранее запланированную авторами текста эмоцию — «радость».

Как сделать жизнь Ваших волос блестящей? С Wella Vitality Ваши волосы, как и Вы, полны жизни. Шампуни с АКТИВНЫМИ ПРОТЕИНАМИ улучшают структуру Ваших волос и ЗНАЧИТЕЛЬНО УКРЕПЛЯЮТ их. Разве Вы и Ваши волосы не должны себя чувствовать одинаково хорошо?

Во втором предложении потребителям словно между делом делается комплимент — «как и Вы, полны жизни». Идет зацепление «я-образа» и общих положительных установок. При этом постоянно повторяются местоимения «вы», «ваши», «ваших», как бы стирающих границы между «я-внутренним» и «я-внешним». В тексте выстраивается семантический комплекс: «блестящая жизнь волос» — «полны жизни» — «чувствовать себя хорошо», — призванный на имплицитном уровне воздействовать на потребителя в сторону создания положительного образа товара и последующего воздействия на выбор при покупке.

На уровне синтаксиса также можно говорить об аргументивном воздействии. Здесь особую роль играет использование вводных конструкций (комментирующих ситуацию); противопоставление и сопоставление; использование разного рода подчинительных связей (причинно-следственной, условной, временной); вопросы и восклицания; прямая речь. Пример удачного использования риторического вопроса — в рассмотренном нами тексте Wella Vitality.

В следующем примере мы сталкиваемся с одинаковым построением предложений: синтаксический параллелизм позволяет в ряд номинативных предложений, описывающих положительные эмоции, вписать имя бренда — «Новый Жемчуг» и товарную категорию — «зубная паста», что способствует созданию в сознании потребителя положительного образа товара.

Гордая улыбка. Мечтательная улыбка. Задорная улыбка. Счастливая улыбка. Секрет наших улыбок — «Новый Жемчуг», зубная паста, которой в России пользуется каждый третий.

Для усиления рекламной аргументации используются следующие приемы.

Использование диалога в рекламном тексте, что дает следующие преимущества:

диалог в ситуации использования товара показывает потребителя в реальных условиях;

посредством диалога можно более доступно и правдоподобно развить аргументацию;

в диалогизированной рекламе могут быть использованы и прямые аргументы (герои рекламы в разговоре перечисляют аргументы в пользу товара), и косвенные аргументы (из разговора героев потребитель узнает об особенностях товара, при этом сам товар практически не обсуждается).

Использование свидетельств (ссылок на авторитетное мнение). Как правило, в рекламе используется три типа свидетельств: свидетельства известных личностей, профессионалов (специалистов) и свидетельства обычных людей (потребителей товара или услуги).

Свидетельские высказывания создают установку на подлинность и достоверность рекламной информации. Кроме прямого свидетельства, можно использовать ссылку на то, что кто-то пользуется данным товаром или услугой.

Выбор свидетеля должен быть тщательно продуман:

источник свидетельства должен быть надежным и вызывать доверие;

свидетель должен достоверно излагать аргументы в пользу товара;

свидетель не должен искажать факты.

Читайте также:  В какой форме объявляется дисциплинарное взыскание сдо ржд

Свидетельства обычных людей вызывают доверие в силу своей похожести на нас с вами. Главное, чтобы герой был привлекательным и типичным. Кроме того, здесь можно использовать кумулятивный прием (прием накапливания свидетельств) — в одной рекламе используются свидетельства нескольких людей. Это позволяет усилить доверие к рекламе и представить различные аргументы в пользу товара.

Использование статистических данных, в том числе доказывающих предпочтительность и более высокую эффективность товара по сравнению с одной или несколькими другими марками. Статистические данные ясно и четко, не отнимая много времени и места, могут точно и сжато выразить очень сложные и разнообразные факты.

Использование примеров. Примеры очень эффективно и доходчиво подтверждают приведенные аргументы. Примеры делают аргументацию более конкретной, точной и наглядной.

Существуют товары, которые в силу своей специфики диктуют способ подачи аргументации. Так, например, аргументация в рекламе парфюма или сигарет имеет, как правило, эмоциональный характер, а аргументация в рекламе автомобилей, недвижимости и других дорогостоящих товаров, где информационные характеристики важнее эмоциональных образов, — это логически-рациональный.

В любой рекламе важно воздействовать на потребности потребителя: для отдельного человека актуальна возможность сэкономить деньги, время или усилия, а для предприятий — увеличить прибыль или снизить издержки.

Еще одной важной особенностью аргументации коммерческой рекламы является использование контраргументов. Рекламные сообщения часто являются монологами только формально: многие из них учитывают и сразу же стараются опровергнуть, например, негативное мнение конкурентов, предрассудки потребителей или претензии различных общественных организаций.

При использовании контраргументации важно учитывать следующие рекомендации:

можно использовать прием сопоставления противоположных мнений или предугадывания возражений, которые могут возникнуть у оппонентов;

оценка противоположных мнений должна следовать за их изложением, а не предварять его;

противоположные мнения лучше подавать в форме реплик или цитат, даже если это вымышленные реплики;

если потребитель лояльно относится к товару или имеет среднее и ниже образование, контраргументы можно не использовать. Однако если представители целевой аудитории имеют высшее образование или не характеризуются лояльностью к товару, лучше продумать контраргументацию и включить ее в рекламное сообщение.

Важным для коммерческой рекламы является и расположение аргументов:

аргумент в заголовке — ключевой аргумент;

аргумент в основном рекламном тексте — «доказывающий аргумент»;

аргумент в эхо-фразе — обобщающий аргумент.

Активно используются в рекламной аргументации и разного рода а пелляции к потребностям человека, переводя их в мотивацию покупки.

Выделяются различные виды апелляций к потребностям человека, основные из них:

экономия, прибыль, практичность;

присоединение и принадлежность к определенной группе;

эгоизм — признание, одобрение, почтение (уважение);

удовольствия — развлечения;

апеллирование к эмоциям: страх — безопасность и надежность; семья — любовь и защита; любовь и секс; ностальгия; юмор — счастье, радость, смех; помощь; тоска и др

чувственные удовольствия — ощущения, вкус, запах.

Способы аргументации

Аргументация нисходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Аргументация восходящая– аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.

Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».

Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».

Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).

Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).

Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)

Способ изложения материала– методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.

Исторический способ– изложение материала в хронологической последовательности. Например:

Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.

Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.

15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Шведы в панике бросились бежать.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом.

Зимой 1241-42 г. Александр Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся дальше на запад против главных вражеских сил.

Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Например:

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению. Например:

Кто художество наше любит, а мастера презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивится перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет.

Индуктивный способ– изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Например:

В одном конце залы – широкая лестница. и по обеим ее сторонам высокие двери с прибитыми над ними оленьими головами – они ведут в бильярдную, библиотеку, большую желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта – мистера Кроули, как его здесь называют, – старшего сына, и покои мистера Родона Кроули. Словом, недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел-сквер, да и то осталось бы место»

Концентрический способ– расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Например:

Читайте также:  Причины прекращения договора ответ сдо ржд

Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, – в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа.

Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. Например:

Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков.

Третий урок курса посвящен аргументации и ее практическим особенностям. Но прежде чем мы перейдем к основному материалу, поговорим немного на тему того, почему вообще с позиции критического мышления необходимо уметь аргументировать свое мнение, а также доверять только аргументированным мнениям.

  • Что такое аргументация и почему она важна?
  • Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов
  • Основные методы аргументирования
  • Задание на взаимопроверку
  • Правила аргументации
  • Конструкции аргументирования и приемы аргументации
  • Тактика аргументации
  • Немного об убедительных доводах

Что ж, приступим.

Что такое аргументация и почему она важна

Термин «аргументация» происходит от латинского слова «argumentatio», что означает «приведение аргументов». Это значит, что мы приводим какие-либо доводы (аргументы) с целью вызвать доверие или сочувствие к выдвигаемому нами тезису, гипотезе или утверждению. Комплекс таких доводов и является аргументацией.

Задача аргументации – сделать так, чтобы адресат принял выдвигаемую автором теорию. И по большому счету аргументацию можно назвать междисциплинарным исследованием выводов как результата логических рассуждений. Аргументация имеет место и в научной, и в бытовой, и в правовой, и в политической сферах; всегда применяется в беседах, диалогах, убеждениях, переговорах и т.

Аргументация – это явление исторического характера, и она видоизменяется с течением времени. Для ее выражения служат языковые средства, например, произнесенные или написанные утверждения. Эти утверждения, их взаимосвязи и влияние на человека изучает теория аргументации.

Аргументация есть деятельность целенаправленная, и она способна как усилить, так и ослабить чьи-либо убеждения. Также это и социальная деятельность, ведь когда человек аргументирует свою позицию, он воздействует на тех, с кем контактирует. Здесь подразумевается диалог и активная реакция противоположной стороны на доказательства и свидетельства. Кроме того, предполагается и адекватность собеседника, и его способность к рациональному взвешиванию аргументов, их принятию или оспариванию.

Именно благодаря аргументации человек может доходчиво объяснить кому-либо свою точку зрения, подтвердить ее истинность вескими доводами, исключить непонимание. Грамотно аргументированные суждения сводят к минимуму сомнения, говорят о правдивости и серьезности выдвигаемых гипотез, предположений и заявлений. К тому же если человек в состоянии привести веские аргументы в свою пользу, это служит показателем того, что он уже не раз критически оценил всю имеющуюся у него информацию.

По этой же причине и доверять стоит только тем сведениям, которые могут быть достойно аргументированы. Это будет означать, что они проверены, доказаны и истинны (или хотя бы попытка к этому была сделана). Собственно, это и есть цель критического мышления – ставить что-то под сомнение, чтобы найти подтверждающие или опровергающие факты.

Из всего, сказанного выше, можно заключить, что аргументирование является самым правильным и открытым способом воздействия на мнения и решения других людей. Естественно, чтобы обучение критическому мышлению дало результат, а аргументация была эффективной, необходимо знать не только теоретические, но и практические ее основы. Ими мы и продолжим.

Структура, базовые правила, критерии оценки аргументов

Объем понятия «аргументирование» очень глубок. Учитывая то, что это, пожалуй, самая трудная из стадий убеждения, она требует от человека знаний и владения материалом, выдержки и умения концентрироваться, напористости и корректности высказываний. При этом нужно помнить, что автор аргументов всегда зависит от своего собеседника, т. последний будет решать, приемлемы для него аргументы или нет.

Аргументация имеет свою структуру. Выглядит она так:

1

Выдвижение тезиса – формулировка своей позиции, предложения или мнения. 2

Приведение аргументов – сюда относятся свидетельства, доказательства и доводы, посредством которых автор обосновывает свою позицию (аргументы должны объяснять, почему собеседник должен вам верить или соглашаться с вами). 3

Демонстрация – имеется в виду демонстрация взаимосвязи тезиса с аргументами (именно на этом этапе достигается убеждение).

При помощи аргументации можно частично, либо полностью изменить мнение и точку зрения собеседника. Однако чтобы достичь успеха, нужно следовать нескольким важным правилам:

  • Оперировать нужно убедительными, точными, ясными и простыми понятиями.
  • Информация должна быть правдивой (если достоверность данных не установлена, то не нужно их использовать, пока все не будет проверено).
  • В процессе разговора нужно подбирать определенный темп и конкретные способы аргументации, основываясь особенностях своего характера и темперамента.
  • Все аргументы должны быть корректны; никакие личные нападки не допускаются.
  • Рекомендуется воздерживаться от использования неделовых высказываний, которые затрудняют понимание информации; лучше оперировать наглядными доводами; при освещении негативной информации в обязательном порядке указывается ее источник.

Для человека, хорошо знакомого с тем, о чем он говорит, не составит особого труда подобрать хорошие аргументы. Но чаще всего, если есть задача убедить своего собеседника, лучше запастись убедительными доводами заранее. К примеру, можно набросать их список, а затем проанализировать и определить наиболее эффективные. Но здесь следует знать, как определять сильные и слабые аргументы. Делается это при помощи критериев их оценки:

✔Эффективные аргументы всегда основаны на фактах. Исходя из этого, из составленного заранее перечня сразу можно отбросить сведения, которые нельзя подкрепить фактами. ✔Эффективные аргументы всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения. Все остальные аргументы должны быть исключены. ✔Эффективные аргументы всегда актуальны для собеседника. По этой причине нужно заблаговременно выяснить, какой интерес доводы будут представлять для адресата.

Если вы уверены в том, что ваши аргументы соответствуют предлагаемым критериям, можно переходить непосредственно к аргументации. Исходя из этого, развитие критического мышления предполагает освоение основных методов аргументирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *