На чем основывается процесс идентификации рисков оао ржд сдо

Ответы на курсы по повышению квалификации

  • Устройство и эксплуатация грузовых и пассажирских вагонов
  • Технические требования к узлам и деталям вагонов в эксплуатации
  • Техническое обслуживание вагонов
  • Организация ремонта вагонов
  • Организация контроля и обеспечения сохранности грузовых вагонов
  • Маневровая работа
  • Основы работы железнодорожной станции
  • Организация безопасноти движения
  • Сигнализация
  • Организация взаимодействия со смежными хозяйствами и сторонними организациями

Организация безопасноти движения

  • Изучение требований нормативных документов в области системы менеджмента безопасности движения (СМБД) включается в:⇒ Годовой план технической учебы
  • Кто проводит разбор результатов комиссионной проверки готовности объектов инфраструктуры каждого территориального управления железной дороги?⇒ Начальник железной дороги (заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению) лично
  • К какой категории относят технологические нарушения, приведшие к задержке пассажирского или пригородного поезда на 6 минут и более, а также поездов других категорий на 1 час и более или приведшие к случаям нарушения безопасности движения при поездной и маневровой работе?⇒ Технологические нарушения 1ой категории
  • В течение какого времени с момента формирования оповещения об отказе в работе технического средства по причинам неисправности буксовых узлов колесных пар грузовых вагонов руководитель линейного подразделения обязан обеспечить его расследование?⇒ В течение 240-ка часов
  • Какие действия включает план мероприятий, разрабатываемый по результатам аудита системы менеджмента безопасности движения?⇒ Корректирующие действия⇒ Предупреждающие действия
  • Кто является председателем и определяет состав комиссии ОАО ОАО «РЖД» для ресиюдомния крушений на железной дороге?⇒ Начальник железной дороги
  • В каком документе должны быть зарегистрированы опасности, дающие вклад в общий риск для операционной детальности, включая опасности с катастрофическими последствиями, с целью их учета и анализа?⇒ Реестр рисков
  • На чем основывается процесс идентификации рисков?⇒ На результатах факторного анализа и использовании действующих показателей оценки состояния безопасности движения
  • С какой частотой старшие осмотрщики вагонов обязаны проводить проверки состояния постов безопасности движения поездов по системе двухстороннего контроля на закрепленном участке?⇒ Не реже одного раза в квартал
  • На что должны обращать особое внимание работники, задействованные в системе контроля за техническим состоянием подвижного состава в проходящих поездах, при осуществлении внешнего (визуального) осмотра подвижного состава в проходящих поездах, покомотивах без вагонов и ССПС?⇒ На состояние ходовых частей, автотормозного и автосцепного оборудования, кузовов вагонов, размещение грузов на открытом железнодорожном составе, наличие сигналов ограждения хвоста поезда

Ключевые риски ОАО «РЖД»

Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР до 2025 года, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности и сгруппированы в категории по источнику возникновения.

К рискам, реализация которых приведет к наибольшему влиянию на ДПР, относятся:

  • отставание доходной ставки от индексации тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;
  • отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;
  • существенное изменение моделей рынка грузовых и пассажирских перевозок с сокращением доли холдинга «РЖД» в перевозочных сегментах.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» планирует постоянно взаимодействовать с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных негативных последствий реализации рисков ОАО «РЖД» будет повышать клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализовывать программу повышения эффективности.

Риски, требующие особого внимания

В ОАО «РЖД» особое внимание уделяется отдельным видам рисков.

Уполномоченным подразделением по противодействию коррупции и совершенствованию антикоррупционной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации в Компании является Центр по организации противодействия коррупции.

В Компании закреплен единый принцип организации антикоррупционной работы не только на центральном, но и на региональном и линейном уровнях корпоративного управления.

В результате реализации угроз безопасности информации возможно нарушение или остановка предоставляемых ИТ‑сервисов, технологических и производственных процессов Компании, а также утечка информации ограниченного доступа.

В 2019 году были организованы и выполнены работы по внедрению и сопровождению автоматизированной системы управления событиями информационной безопасности, централизованного узла доступа к информационным системам, системы мониторинга и контроля каналов передачи информации, программно-аппаратного комплекса контроля доступа привилегированных пользователей, системы оценки защищенности автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем ОАО «РЖД», системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак на информационную инфраструктуру (ПО СОПКА).

Проведен контроль состояния защищенности веб-портала ОАО «РЖД», информационной инфраструктуры ОАО «РЖД» при подключении внешних пользователей, узлов выхода в интернет, Единого клиентского мобильного приложения. На 2020 год запланировано дальнейшее развитие систем управления и мониторинга информационной безопасности, а также нормативно-методической базы ОАО «РЖД» в области защиты информации.

Большое внимание в ОАО «РЖД» уделяется рискам, связанным с изменением климата. Компания анализирует изменения климата и учитывает их при планировании своей деятельности. Основное следствие, которое потенциально может повлиять на работу Компании, — рост числа опасных погодных явлений. Работа железных дорог может быть осложнена возрастанием количества осадков, особенно жидких и смешанных, ростом количества опасных явлений, таких как туман, сильные ливни и т. Поэтому в комплекс мероприятий при эксплуатации инфраструктуры входят укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород) и сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые, противолавинные, противообвальные комплексы сооружений).

Управление финансовыми рисками

Компания уделяет особое внимание управлению финансовыми рисками, включая страхование имущественного комплекса и ответственности. С 2010 года в ОАО «РЖД» реализуется и ежегодно совершенствуется гибкая и эффективная система управления финансовыми рисками.

В 2019 году в число основных задач в области развития системы управления финансовыми рисками входили ее адаптация под возможные неблагоприятные геополитические и макроэкономические факторы, а также продолжение работы по распространению единых принципов по управлению финансовыми рисками в холдинге «РЖД».

Основной нормативный документ системы управления финансовыми рисками – ​Политика управления финансовыми рисками ОАО «РЖД». Центром принятия решений по управлению финансовыми рисками является Комиссия по управлению финансовыми рисками (КУФР) – ​коллегиальный орган под руководством первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД».

Применяемые в ОАО «РЖД» подходы к финансовому риск-менеджменту основаны на передовых практиках управления финансовыми рисками, принципах диверсификации путем использования различных инструментов управления рисками и надежных контрагентов.

Политика риск-менеджмента исключает спекулятивные инструменты управления рисками, а также операции с ненадежными контрагентами.

Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» действуют методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.

Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях. Оперативное управление ликвидностью осуществляется на базе систем Reuters и Bloomberg. Компания активно вводит принципы управления внутрихолдинговой ликвидностью с применением инструмента кэш-пулинга.

Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных параметров.

Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

Компания минимизирует валютные риски путем снижения ОВП, в том числе применяя производные финансовые инструменты. Компания ставит себе целью поддержание ОВП близкой к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга.

В основе оценки величины процентного риска лежит анализ волатильности плавающих процентных ставок и соответствующее влияние на портфель заимствований ОАО «РЖД».

Компания также формирует и рассматривает ОВП холдинга «РЖД» с целью оценки профиля риска и выработки скоординированных решений по Холдингу в целом.

Принимая во внимание возросший риск изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам, начиная с 15 июля 2015 года в соответствии со своей утвержденной политикой управления валютными рисками Компания применяет учет хеджирования к обязательствам, номинированным в валюте.

В качестве объекта хеджирования назначена выручка от транзитной перевозки через территорию Российской Федерации, номинированная в швейцарских франках, а также инвестиции в компанию «ЖЕФКО», номинированные в евро.

В качестве инструментов хеджирования выступают кредиты и займы в швейцарских франках и долларах США (с учетом конвертации в швейцарские франки) и часть займа в евро, соответствующая величине чистой инвестиции в компанию «ЖЕФКО».

Учет хеджирования позволяет отразить эффект от реализации политики управления валютными рисками и снизить волатильность финансового результата Компании в условиях изменения валютных курсов. Так, курсовые разницы по займам, участвующим в хеджировании, признаются в капитале с последующим переносом в состав отчета о прибылях и убытках по мере получения валютной выручки и (или) реализации валютного актива.

По мере привлечения заимствований в валюте Компания проводит детальный анализ возможности применения к ним учета хеджирования в соответствии с российскими и международными стандартами финансовой отчетности. По состоянию на 31 декабря 2019 года более чем к 70 % заимствований Компании, номинированных в иностранной валюте, применялся учет хеджирования.

Функционирование системы управления рисками и внутреннего контроля

Основной целью СУРиВК является обеспечение разумной уверенности в достижении целей ОАО «РЖД». Виды целей Компании, включают (но не ограничиваются):

  • стратегические цели;
  • операционные цели;
  • комплаенс-цели;
  • цели в области обеспечения достоверности, своевременности и качества всех видов отчетности.

Основными задачами СУРиВК являются:

  • создание инфраструктуры и нормативно-методологической основы для эффективного функционирования процесса управления рисками, в том числе путем проводимой гармонизации документов;
  • интеграция процедур управления рисками и внутреннего контроля в стратегическую и операционную деятельность Общества, что позволит проактивно реагировать на риски и негативные изменения внешней и внутренней среды (посредством планирования и реализации мероприятий по воздействию на риск);
  • повышение информированности участников СУРиВК и прочих заинтересованных сторон о рисках;
  • сокращение числа непредвиденных событий, способных оказать негативное влияние на достижение целей ОАО «РЖД».

СУРиВК в ОАО «РЖД» функционирует в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31 000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» Утвержден приказом Росстандарта от 21 декабря 2010 г. № 883-ст. с учетом их актуализации и преемственности в ГОСТ Р ИСО 31 000:2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» Утвержден введен в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 г. № 1379-ст.

Организационная структура СУРиВК

В основу распределения прав и обязанностей в сфере СУРиВК в соответствии с нормативно-методическими документами ОАО «РЖД» положена модель «трех линий защиты», выделяющая следующих участников процесса управления рисками:

  • совет директоров, в том числе Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД»;
  • Ревизионная комиссия ОАО «РЖД»;
  • подразделение по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля;
  • подразделение, осуществляющее независимую оценку эффективности отдельных компонентов СУРиВК и функционирования СУРиВК в целом.

Взаимодействие и обмен информацией между участниками системы управления рисками и внутреннего контроля является основой для эффективного функционирования СУРиВК. Так как процедуры управления рисками и внутреннего контроля являются неотъемлемой (интегрированной) частью бизнес-процессов, деятельности и корпоративного управления, взаимодействие в рамках СУРиВК осуществляется согласно установленным в Компании структурам управления, распределению полномочий, корпоративной культуре и нормам поведения, организации бизнес-процессов и видов деятельности.

Участники системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД»

Этапы процесса управления рисками

Риск-аппетит и процесс управления рисками

ОАО «РЖД» устанавливает приемлемую величину рисков (риск-аппетит), которая используется для определения допустимого уровня рисков при принятии решения о методах и мероприятиях по воздействию на риски и для соблюдения баланса между рисками и возможностями. Риск-аппетит относится к компетенции совета директоров и является предельно допустимым уровнем рисков, который Холдинг стремится соблюдать (не превышать) и на который готово и может пойти (готово принять/поддерживать) в процессе достижения целей.

Процесс управления рисками регламентируется внутренними нормативными документами Компании. В рамках процесса УРиВК формируется отчетность по рискам, которая предоставляется и одобряется исполнительными органами, Комитетом по аудиту и рискам, советом директоров. Отчетность включает в себя информацию о рисках и мероприятиях по воздействию на риски и эффективности СУРиВК.

Основные формы отчетности и документирования формируются на основе информации из паспортов рисков и содержат сводную информацию по мониторингу ключевых рисков Холдинга, риск-аппетита и допустимого уровня риска, портфеля рисков, а также результаты самооценки СУРиВК.

Один из ключевых элементов эффективного функционирования СУРиВК — обмен информацией и взаимодействие участников, в том числе горизонтальное и вертикальное. При этом взаимодействие и консультирование не ограничиваются отчетными периодами, так как управление рисками и внутренний контроль осуществляются на постоянной основе и являются неотъемлемой (интегрированной) частью бизнес-процессов и корпоративного управления. Взаимосвязь между СУРиВК и системой КПЭ обеспечивают взаимоувязку целей (стратегических, операционных, комплаенс-целей и целей в области достоверности отчетности) и устанавливают соответствующие критерии их достижения.

Оценка эффективности СУРиВК

В целях определения соответствия СУРиВК текущим потребностям Холдинга, повышения эффективности и своевременной корректировки СУРиВК Компании подлежит регулярной оценке. Компания применяет следующие виды оценки СУРиВК: внутреннюю (включая самооценку и оценку подразделения внутреннего аудита, которое находится на третьей линии защиты) и внешнюю. Внутренняя оценка осуществляется на периодической основе, но не реже одного раза в год. Внешняя оценка СУРиВК осуществляется путем привлечения внешнего независимого эксперта. Периодичность внешней оценки СУРиВК устанавливается советом директоров ОАО «РЖД» по рекомендации Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД». В 2020 году внешняя оценка не проводилась.

Результаты самооценки СУРиВК за 2019 год рассмотрены на заседании совета директоров ОАО «РЖД» в июле 2020 года с предварительным рассмотрением вопроса на Комитете по аудиту и рискам совета директоров и правлении ОАО «РЖД». Отчет о результатах самооценки СУРиВК за 2020 год запланирован к рассмотрению на совете директоров в июне 2021 года.

Внутренняя оценка осуществляется на периодической основе, но не реже одного раза в год. В ОАО «РЖД» эту функцию выполняет Центр «Желдораудит».

В соответствии с планом проведения внутреннего аудита в ОАО «РЖД» на 2020 год Центром «Желдораудит» проведена оценка состояния системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД». Она осуществлена в соответствии с Практическим руководством по внутреннему аудиту «Оценка системы управления рисками и внутреннего контроля»ПР. 003-2019, утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 20 декабря 2019 года № 2941/р. Фокус внутреннего аудита в 2020 году был направлен на анализ соответствия СУРиВК установленным требованиям, оценку функционирования процесса управления рисками по отдельным бизнес-процессам ОАО «РЖД».

В 2020 году в ОАО «РЖД» проведен ряд мероприятий по развитию и совершенствованию СУРиВК в соответствии с Программой развития управления рисками и внутреннего контроля в холдинге «РЖД» на 2019–2024 годы и с учетом рекомендаций внутреннего аудита. По результатам проведенной внутренней оценки сформировано заключение внутреннего аудита о текущем состоянии СУРиВК, соблюдении основных требований к организации СУРиВК и суждение в отношении эффективного развития и совершенствования системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД».

Риски по направлениям деятельности

Структура рисков ОАО «РЖД» обусловлена особым вниманием Компании к наиболее существенным направлениям деятельности и непрерывному совершенствованию управления соответствующими процессами в условиях постоянного изменения внешней среды для достижения амбициозных целей. В целом Компании удалось достигнуть поставленных в 2019 году задач, несмотря на реализацию рисков по следующим направлениям деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • организация движения;
  • капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт;
  • правовое обеспечение и комплаенс;
  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • международная деятельность.

К основным мероприятиям по воздействию на риски, реализованным в 2019 году, относятся:

  • анализ и оптимизация внутренних процессов, направленных на выявление основных проблемных мест, выработку и реализацию системных мероприятий по снижению их влияния и недопущению негативных событий в будущих периодах (включая совершенствование внутренних нормативных документов Компании), в том числе с учетом передового опыта на рынке;
  • автоматизация и цифровизация, в том числе позволяющая повысить достоверность и оперативность данных, снизить человеческий фактор и ручной труд, повысить скорость принятия управленческих решений;
  • законодательные инициативы, направленные на повышение прозрачности деятельности Компании, в том числе посредством использования инструмента «регуляторной гильотины»;
  • обучение и повышение уровня компетенций работников Компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.