На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Назначение пассажирских станций – обслуживание пассажиров и выполнение технических операций с пассажирскими поездами, составами и вагонами.

Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов; приеме, хранении и выдаче ручной клади, багажа и грузобагажа; оказании бытовых услуг пассажирам.

К техническим операциям с пассажирскими поездами, составами и вагонами относятся:

-прием и отправление пассажирских поездов;

-подача под посадку и уборка составов на пути отстоя (в пунктах формирования и оборота);

-посадка и высадка пассажиров;

-прием, погрузка, выгрузка и выдача почты, багажа и грузобагажа;

-отцепка и прицепка почтовых и багажных вагонов и подача их к месту погрузки и выгрузки;

-отцепка и прицепка групп и отдельных вагонов (прицепных вагонов);

-техническое обслуживание составов;

-отцепочный и безотцепочный ремонт вагонов;

-санитарная обработка вагонов;

-отстой составов (в пунктах формирования и оборота)

-формирование поездов.

Пассажирские станции сооружаются в крупных промышленных городах и в курортных районах.

Пассажирские станции классифицируются:

По характеру выполняемой работы.

По схеме путевого развития.

По характеру обслуживаемых поездов.

В свою очередь, по характеру выполняемой работы делятся на три вида:

-пассажирские станции — обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение;

— пассажирские технические станции — для экипировки и ремонта пассажирских составов и вагонов;

-обьединенные пассажирские станции — выполняющие работу и пассажирских и технических станций. Кроме приемо-отправочных парков на таких станциях имеется технический парк для отстоя пассажирских составов и резервных вагонов, формирования поездов, экипировки, обмывки и ремонта вагонов.

По схеме путевого развития делятся на три типа:

-тупикового типа (с тупиковыми приемо-отправочными путями – транзитные поезда через такие станции пропускаются с изменением направления движения);

-сквозного типа (со сквозными приемо-отправочными путями –транзитные поезда через такие станции пропускаются дальше без перемены направления движения );

-комбинированного типа (часть приемо-отправочных путей сквозные, а часть – тупиковые, где тупиковые пути используются в основном для пригородного движения).

По характеру обслуживаемых поездов пассажирские станции делятся на три вида:

-транзитные (обслуживающие в основном транзитные поезда);

-конечные (обслуживающие поезда, начинающие и заканчивающие свое следование на данной станции);

-смешанные (обслуживающие и транзитные и конечные поезда).

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИЙ

Наиболее распространенными и значительными раздельными пунктами являются станции. На сети железных дорог Российской Федерации железнодорожных станций насчитывается более 10 тысяч.

Являясь составной частью железнодорожного транспорта, станции имеют решающее значение в его работе. На них размещаются основные устройства, обеспечивающие пропускную и провозную способность железнодорожных линий: это сортировочные устройства, станционные сооружения и устройства путевого развития, вокзалы, грузовые районы, посты централизации и другие, локомотивные и вагонные депо, пункты технического осмотра и ремонта вагонов и локомотивов, устройства автоматики, телемеханики и связи, дистанций пути, энергоснабжения и контактной сети и т.

Начальные и конечные операции перевозочного процесса:

Ø · посадка и высадка пассажиров,

Ø · погрузка и выгрузка грузов,

Ø · багажа и грузобагажа совершаются на станциях.

Станции также обеспечивают движение поездов по графику, отправление всех поездов в строгом соответствии с планом формирования поездов, полными по весу и длине, исправными в техническом и коммерческом отношениях, обеспечение безопасности движения при выполнении операций по приему, отправлению и пропуску поездов, производству маневров, размещению и креплению грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, сохранность перевозимых грузов, безопасное обслуживание и перевозку пассажиров по железным дорогам.

Железнодорожная станция является линейным предприятием железной дороги.

Ее производственно-хозяйственная деятельность регламентируется Положением о железнодорожной станции.

В Положении излагается классификация станций, порядок их открытия и закрытия, а также перечисляются задачи пассажирских, грузовых, сортировочных, участковых и промежуточных станций.

В зависимости от объемов пассажирских, грузовых и технических операций и сложности выполнения работы Положение делит станции на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Классность станций устанавливается на основе оценки показателей достигнутого уровня объема работы в условных единицах — сумме баллов.

В связи с выполнением перечисленных операций, железнодорожные станции классифицируются на:

Ø · разъезды,

Ø · обгонные пункты,

Ø · промежуточные,

Ø · участковые,

Ø · сортировочные,

Ø · пассажирские,

Ø · технические пассажирские станции,

Ø · грузовые станции общего пользования,

Ø · грузовые станции не общего пользования (перегрузочные станции, портовые станции),

Ø · железнодорожные станции в крупных узлах.

Разъезды устраиваются на однопутных линиях, имеют путевое развитие, и предназначены для скрещения и обгона поездов (рис. 2 а,б,в,г).

Под скрещением понимают пропуск на однопутных линиях встречных поездов — четных и нечетных.

Обгон поездов состоит в том, что поезд, прибывший на станцию, обычно грузовой, обгоняет другой, более срочный поезд, как правило, пассажирский, идущий в том же направлении.

Путевое развитие разъезда зависит от размеров движения поездов на участке железнодорожного направления и имеет от одного, кроме главного, до трех приемоотправочных путей, на которых, кроме скрещения, может производиться и обгон поездов.

Кроме операций по скрещению и обгону поездов, на разъездах осуществляется посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях погрузка и выгрузка навалочных грузов в небольшом объеме.

Оформление перевозочных документов на погруженные или выгруженные вагоны в этих случаях обычно производится на соседней промежуточной опорной станции.

Для скрещения поездов в зависимости от расположения приемоотправочных путей разъезды бывают трех типов: поперечные (рис. 2, а), продольные (рис. 2, б) и полупродольные (рис. 2, в).

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 2 Схемы разъездов.

Разъезды с поперечным расположением приемоотправочных путей являются основным типом на железных дорогах Российской Федерации.

Такие разъезды требуют небольшой по длине станционной площадки, компактны в управлении и все пути у них обезличенного использования, т. на них принимаются поезда четного и нечетного направлений.

Недостатком разъездов с поперечным расположением путей является невозможность осуществлять безостановочное скрещение встречных поездов.

Разъезды с продольным и полупродольным расположением приемоотправочных путей требуют несколько большей длины станционной площадки, т. приемоотправочные пути сдвинуты навстречу друг другу и навстречу движению поездов. К недостаткам разъездов с продольным и полупродольным расположением приемоотправочных путей относятся рассредоточенность в размещении стрелочных переводов, что особенно чувствительно при ручном их управлении.

На двухпутных линиях устраивают обгонные пункты.

Обгонным пунктом называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие, допускающие обгон поездов и в необходимых случаях перевод движения поезда с одного главного пути на другой, т. отправление поезда по неправильному пути.

Обгонные пункты двухпутных линий, кроме главных путей, должны иметь еще и приемоотправочные пути для обгона грузовых и пригородных поездов попутными пассажирскими поездами.

Такие приемоотправочные пути называются обгонными путями.

Количество обгонных путей зависит от объема работ, т. от количества поездов на участке и удельного веса среди них пассажирских и других поездов, имеющих более высокие скорости.

В зависимости от числа приемоотправочных путей и их расположения применяются три схемы обгонных пунктов: с поперечным расположением приемоотправочных путей (рис. 3, а), со смещенным (продольным или полупродольном) расположением путей (рис. 3, б) и с одним обгонным путем (рис. 3, в, г).

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 3 Схемы обгонных пунктов

Схема обгонного пункта с поперечным расположением приемоотправочных путей является самой распространенной. Она требует небольшой по длине станционной площадки и обеспечивает одновременный обгон поездов обоих направлений при хороших условиях наблюдения за входными и выходными горловинами.

Схемы обгонных пунктов с продольным или полупродольным расположением обгонных путей применяются, когда требуется облегчить условия разгона поездов после остановки их и обгона. В этих схемах имеются более благоприятные условия для посадки и высадки пассажиров, так как боковая и промежуточная платформы располагаются у главных путей, а рядом с пассажирским зданием нет обгонного пути, на котором может находиться обгоняемый грузовой поезд, как в предыдущей схеме.

Обгонные пункты с одним обгонным путем между главными применяются при небольших размерах пассажирского движения в трудных топографических условиях.

Пассажирские платформы располагаются каждая сбоку соответствующего главного пути, что обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров.

Промежуточные станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, багажа и грузобагажа, обслуживания пассажиров.

На промежуточных станциях, кроме того, осуществляется обслуживание подъездных путей, формирование отправительских маршрутов с мест погрузки, оборот пригородных составов.

Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа железнодорожного участка, называются опорными.

Схемы промежуточных станций различают расположением приемоотправочных путей, пассажирских и грузовых устройств как на однопутных, так и двухпутных участках (рис.

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 4 Схема промежуточной станции полупродольного типа

Различают три основных типа промежуточных станций с расположением приемоотправочных путей:

Ø · поперечным;

Ø · продольным;

Ø · полупродольным (см. рис. 4);

Наиболее распространенным типом промежуточной станции является станция с поперечным расположением приемоотправочных путей, так как она занимает сравнительно небольшую площадку, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей (850, 1050, 1250 м) и плюс по 300 м с каждой стороны для размещения горловины.

Грузовые устройства могут располагаться со стороны пассажирского здания или со стороны, противоположной пассажирскому зданию.

Железнодорожные линии на определенном направлении разделяются на отдельные участки, ограничиваюшиеся участковыми или сортировочными станциями.

Основное назначение участковых станций — обработка транзитных грузовых и пассажирских поездов, заключающихся в смене локомотивов или их осмотре и экипировке без отцепки от поездов, в смене локомотивных бригад, техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов, коммерческом осмотре поездов для проверки правильности погрузки и крепления грузов и их сохранности.

Кроме обработки транзитных поездов, участковые станции принимают, расформировывают, формируют и отправляют участковые, сборные, вывозные, передаточные, а в необходимых случаях и другие поезда.

Расстояние между соседними участковыми станциями (длина участка) зависит главным образом от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами и составляет для размещения основных депо 360-450 км, а оборотных — 180- 250 км.

По этому признаку участковые станции подразделяются на станции, имеющие основное или оборотное депо.

Основное депо наделено средствами, в состав которых входят парк локомотивов, производственнотехнические здания, сооружения и оборудование. В него входят также и локомотивные бригады, которые включены в штат депо. Основные депо включают все виды технического обслуживания и ремонта локомотивов, обеспечивающих нормальную и безаварийную работу по вождению поездов на участках их обращения.

Оборотное депо — это депо, где производится оборот локомотивов на обслуживающих участках обращения со сменой или без смены локомотивных бригад, которые к оборотному депо не приписаны.

В пунктах оборота и пунктах технического обслуживания локомотивов производится технический осмотр и техническое снабжение локомотивов горючесмазочными материалами, песком и т. , а также обеспечивается отдых локомотивных бригад между поездками. Для выполнения операций по приему, обработке и отправлению поездов участковые станции имеют приемоотправочные парки.

Взаимное расположение парков является основным признаком, по которому различают схемы участковых станций.

Имеются участковые станции с поперечным (рис. 5), продольным и полупродольным расположением парков (рис.

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 5 Участковая станция поперечного типа. ПЗ – пассажирское здание; ПО-1 – приемо-отправочный парк для нечетных поездов; ПО-2 – то же для четных поездов; С – сортировочный парк; ГД – грузовой двор; ЛХ – локомотивное хозяйство (депо).

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 6 Участковая станция полупродольного типа.

Участковые станции поперечного типа, как правило, устраиваются на однопутных участках и имеют обычно один приемоотправочный парк, предназначенный для приема, обработки и отправления транзитных поездов обоих направлений и поездов своего формирования.

Разновидностью участковой станции с поперечным расположением приемоотправочных парков является участковая станция в пункте стыковая разных систем токов.

Участковые станции продольного типа применяются, в основном, на двухпутных участках.

Основным назначением сортировочных станций является массовая переработка вагонов и формирование поездов по установленному плану формирования технических маршрутов.

За сортировочными станциями закрепляются названия «Фабрики маршрутов», которые формируют сквозные поезда, проходящие несколько технических (участковых и сортировочных) станций без переработки, обеспечивая ускоренную доставку грузов на больших полигонах.

Схемы сортировочных станцийзависят от типа сортировочных устройств, объема работы, взаимного расположения парков, главных путей и устройств локомотивного хозяйства.

По техническому оснащению сортировочные станции делятся на горочные и безгорочные.

В зависимости от схемы путевого развития сортировочные станции бывают односторонние, перерабатывающие вагоны четного и нечетного направлений, и двухсторонние, где одна система перерабатывает вагоны четного направления, а другая — нечетного.

По взаимному расположению основных парков сортировочные станции делятся на три типа: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.

При последовательной схеме расположены сначала парк прибытия, за ним сортировочные и отправочные парки.

При параллельной схеме станции все три парка: прибытия, сортировочный и парк отправления — расположены параллельно.

При комбинированной схеме сортировочных станций парки могут располагаться параллельно или последовательно сортировочному парку, а также парки могут быть частично объединены.

Грузовыми называются станции, основным назначением которых является массовая погрузка и выгрузка вагонов (рис.

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 7 Грузовая станция. 1,2,3. 5,6 – подъездные пути промышленных предприятий.

На таких станциях перерабатываются как местные грузы, отправленные из данного пункта или прибывающего в него, так и транзитные, передаваемые с железной дороги на другие виды транспорта

Грузовые станции подразделяются на станции общего пользования и не общего пользования.

Грузовые станции, которые обслуживают население и предприятия, не имеющие подъездных путей, называются станциями общего пользования.

Они имеют грузовые районы с крытыми складами для тарно-штучных грузов, контейнерные и тяжеловесные площадки, повышение пути для выгрузки сыпучих грузов и другие устройства для погрузки и выгрузки грузов.

Пассажирские станции расположены в крупных городах и промышленных центрах со значительным объемом пассажирских перевозок. Они предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами различных категорий.

Все операции, выполняемые на пассажирских станциях, подразделяются на два основных вида — технические и по обслуживанию пассажиров.

Технические операции состоят в приеме и отправлении пассажирских поездов, подготовке составов в рейс для перевозки пассажиров, техническом осмотре и снабжении составов транзитных поездов и пр.

Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, организации отдыха пассажиров, в том числе с детьми, приеме, хранении и выдаче багажа и грузобагажа.

По характеру выполнения работы пассажирские станции делятся на три основные вида: собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию и пропуску пассажирских поездов, а также все операции по оформлению проезда пассажиров и перевозки багажа и грузобагажа.

Технические пассажирские станции имеют пути и устройства для экипировки, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, начинающих и заканчивающих свое следование на этой станции. Объединенные пассажирские станции выполняют все операции как собственно пассажирских, так и технических станций.

В зависимости от схемы путевого развития различают пассажирские станции сквозного (рис. 9, а и б), тупикового (рис. 9, в) и комбинированного типов.

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 8 Схемы пассажирских станций. 1 – багажный склад; 2 – почта; 3 – тоннель; 4 – платформы; 5 – ТС – техническая станция.

Железнодорожными узлами называются пункты слияния или пересечения нескольких линий, а также пункты расположения на одном направлении нескольких станций, технически связанных друг с другом, в которых, помимо обычных участковых и других станционных операций, осуществляется пропуск транзитных пассажирских и грузовых поездов и передача групп вагонов с одной линии на другую, перевозка пассажиров, переработка грузовых поездов с сортировкой вагонов на примыкающих направлениях, а также на отдельные станции узла и промышленные районы.

Железнодорожные узлы обычноклассифицируютпо следующим основным признакам:

Ø · характеру эксплуатационной работы;

Ø · экономико-географическому расположению;

Ø · геометрическому начертанию их конструкций.

В связи с этим железнодорожные узлы имеют схемы:

Ø · с одной станцией,

Ø · тупикового типа,

Ø · треугольного типа,

Ø · узлы крестообразного типа и другие.

Устройства железнодорожных узлов делятся на три основные группы, предназначенные для грузового движения, обслуживающие пассажирские перевозки, используемые для выполнения грузовых и пассажирских операций.

К первой группе относятся сортировочные, грузовые общего пользования, специализированные грузовые станции, главные пути для грузового движения, соединительные пути, подъездные пути и места не общего пользования, локомотивные и вагонные депо.

Ко второй группе относятся пассажирские и пассажирские технические станции, платформы, главные соединительные и другие пути для пассажирского движения, пассажирские локомотивные и вагонные депо.

В третью группу входят объединенные станции, в том числе участковые, промежуточные, портовые и другие, а также главные пути, по которым проходят грузовые и пассажирские поезда, посты слияния и разветвления линий, пересекающихся в уровнях и образующих путепроводные развязки.

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Рис. 9 Схема железнодорожного узла

На какие типы делят станции по характеру работы сдо ржд ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *