ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации
Маневры на станционных ж. путях , должны производиться по указанию только одного работника — ДСП станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках. Оборудованных диспетчерской централизацией — ДНЦ.
Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить один работник — руководитель маневров/составитель поездов или главный кондуктор/, ответственный за правильное их выполнение.
Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции и по плану, предусматривающему?
1) своевременное формирование и отправление поездов;
2) своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания грузовых операций;
3) наименьшую затрату времени на переработку вагонов;
4) рациональное использование всех маневровых средств и технических устройств;
5) бесперебойный прием поездов на железнодорожную станцию;
6) безопасность движения поездов, безопасность работников, связанных с маневрами, и сохранность железнодорожного подвижного состава и перевозимого груза.
Что является основным средством передачи указаний при маневровой работе?
Основным средством передачи указаний при маневровой работе должна быть радиосвязь, а в необходимых случаях – устройства двусторонней парковой связи.
Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами.
Обязанности руководителя маневров в процессе работы?
1) четко и своевременно передавать сигналы и указания, касающиеся маневровых передвижений;
2) следить за своевременной и правильной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, подачей сигналов операторами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом локомотива;
3) находиться в таком месте, откуда обеспечивается лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрирующего состава; в случае отсутствия радиосвязи с машинистом локомотива (из-за неисправности или локомотив не оборудован маневровой радиосвязью) находиться в таком месте, откуда обеспечивается видимость машинистом или его помощником подаваемых им ручных сигналов;
4) при движении по станционным железнодорожным путям вагонами вперед находиться, как правило, на первой по движению специальной подножке (переходной площадке, тамбуре), а при невозможности – идти по междупутью или обочине железнодорожному пути впереди осаживаемых вагонов;
5) не допускать оставления вагонов без закрепления или с закреплением менее установленной в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования нормы вне зависимости от предполагаемого времени стоянки этих вагонов;
6) не допускать пропуска железнодорожного подвижного состава по взрезанной стрелке впредь до ее осмотра и ремонта.
Обязанности локомотивной бригады при производстве маневров?
1) точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
2) внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;
3) внимательно следить за людьми, находящимися на железнодорожных путях, положением стрелок и расположением железнодорожного подвижного состава;
4) обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность железнодорожного подвижного состава.
Кем производится разъединение тормозных рукавов и других межвагонных электрических соединений на железнодорожных станциях?
Разъединение и соединение тормозных рукавов и других межвагонных электрических соединений на железнодорожных станциях производится работниками пунктов технического обслуживания вагонов или другими работниками, установленными, в зависимости от местных условий, технологическим процессом или ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
При производстве маневров разъединение или соединение тормозных рукавов производится составительскими бригадами или кондукторами.
Разъединение и соединение тормозных рукавов при отцепке от состава и прицепке к составу поездного локомотива производит локомотивная бригада, а при обслуживании локомотива одним машинистом выполнение этих операций производится осмотрщиком вагонов.
Закрепление вагонов /приложение № 17 к ИДПМ/
подвижной состав на станционных ж. путях должен устанавливаться в пределах полезной длины ж. пути
Что такое полезная длина пути?
полезная длина железнодорожного пути — часть железнодорожного пути, ограниченная:
1) при наличии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути — с одной стороны выходным (маршрутным, маневровым) светофором, с другой — изолирующим стыком путевого участка рельсовой цепи;
2) при наличии светофоров и отсутствии электрической изоляции железнодорожного пути — с одной стороны светофором, с другой — предельным столбиком;
3) при отсутствии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути — предельными столбиками с обеих сторон;
Порядок закрепления вагонов и составов, в зависимости от местных условий, указывается в ТРА станции, где должно быть установлено, как должны закрепляться на каждом ж. пути вагоны и составы поездов, кто должен выполнять эти операции, а также изымать средства закрепления из-под вагонов или отпускать ручные тормоза и кому докладывать о выполнении указанных операций. /по нормам и правилам, приведенными в приложении № 17 ИДПМ/
Кто ответственный при маневровой работе за закрепление железнодорожного подвижного состава?
а) при производстве маневров ответственным за закрепление железнодорожного подвижного состава является руководитель маневров;
б) руководитель маневров во всех случаях перед отцепкой локомотива (одиночного или с вагонами) обязан сообщить машинисту о закреплении оставляемых на железнодорожном пути вагонов с указанием их количества, а также количества тормозных башмаков и с какой стороны они уложены.
Чем закрепляется составы поездов, стоящие на станционных железнодорожных путях без локомотива?
Стоящие на станционных железнодорожных путях без локомотива составы поездов, вагоны и специальный железнодорожный подвижной состав должны быть надежно закреплены от ухода тормозными башмаками, стационарными устройствами для закрепления вагонов, ручными тормозами или иными средствами закрепления.
Разрешается ли на железнодорожных путях станций, с уклонами не превышающими 0,0025, при смене локомотивов пассажирских поездов использовать для закрепления состава автоматические тормоза поезда?
На железнодорожных путях с уклонами, не превышающими 0,0025, разрешается при смене локомотивов пассажирских поездов использовать для закрепления состава автоматические тормоза поезда в течение не более 15 минут. В случае невозможности смены локомотивов в течение указанного времени состав должен быть закреплен тормозными башмаками.
Во сколько раз увеличиваются нормы закрепления подвижного состава тормозными башмаками на станционных железнодорожных путях с сильно замасленными поверхностями рельсов?
На станционных железнодорожных путях с сильно замасленными поверхностями рельсов (железнодорожные пути погрузки наливных грузов, очистки и промывки цистерн и т. ) нормы закрепления увеличиваются в 1,5 раза.
С какими неисправностями запрещается пользоваться тормозными башмаками?
Запрещается пользоваться неисправными тормозными башмаками (лопнувшая головка, покоробленная и изогнутая подошва и другое).
Как и какие тормозные башмаки запрещено укладывать при закреплении подвижного состава?
Если закрепление производится двумя и более башмаками, то нельзя их укладывать под одну и ту же вагонную ось.
Запрещается использовать для закрепления вагонов тормозные башмаки с обледенелым или замасленным полозом.
На каком участке станционных железнодорожных путях запрещается устанавливать тормозные башмаки?
1) непосредственно перед рельсовым стыком (1 м и менее) и на рельсовом стыке (если он не сварен);
2) перед крестовиной стрелочного перевода;
3) на рамный рельс стрелочного перевода, к которому прилегает остряк;
4) на наружный рельс кривой.
На какое количество тормозных башмаков увеличивается норма закрепления подвижного состава при сильном (более 15 м/с) ветре, направление которого совпадает с направлением возможного ухода вагонов?
При сильном (более 15 м/с) ветре, направление которого совпадает с направлением возможного ухода вагонов, норма закрепления увеличивается укладкой под колеса вагонов 3-х дополнительных тормозных башмаков (на каждые 200 осей закрепляемой группы), а при очень сильном (штормовом) ветре – 7 тормозных башмаков.
Скорости при маневрах
Скорости при производстве маневровых передвижений?
1) 60 км/ч – при следовании по свободным железнодорожным путям одиночных локомотивов и локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, с включенными и опробованными автотормозами;
2) 40 км/ч – при движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, а также при следовании одиночного специального самоходного железнодорожного подвижного состава по свободным железнодорожным путям;
3) 25 км/ч – при движении вагонами вперед по свободным железнодорожным путям, а также восстановительных и пожарных поездов;
4) 15 км/ч – при движении с вагонами, занятыми людьми,проводниками и командами, сопровождающими грузы, а также с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности 4-й, 5-й и 6-й степеней;
5) 5 км/ч – при подходе отцепа вагонов к другому отцепу при маневрах толчками и в подгорочном парке;
6) 3 км/ч – при подходе локомотива (с вагонами или без них) к вагонам, у фронтов погрузки-выгрузки, на железнодорожных путях необщего пользования при проследовании вагонами вперед негабаритных мест и опасных зон и при постановке вагонов на опрокидыватель.
Скорости производства маневровых передвижений по вагонным весам?
Скорость передвижения железнодорожного подвижного состава по вагонным весам, в зависимости от конструкции весов, устанавливается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
С какими скоростями производится движение маневровых составов и одиночных локомотивов после предупреждения машиниста о свободности железнодорожного пути?
Движение маневровых составов и одиночных локомотивов со скоростями 60, 40 и 25 км/ч может производиться только в тех случаях, когда машинист предупрежден о свободности железнодорожного пути. Если машинист не извещен о свободности железнодорожного пути, то он должен следовать с особой бдительностью и скоростью, которая обеспечила бы своевременную остановку при появлении препятствия для дальнейшего движения.
Маневры на сортировочных горках и вытяжных ж. путях
На ж. станциях, имеющих горочные устройства для сортировки вагонов, маневры должны производиться в соответствии с инструкциями, утвержденными владельцем инфраструктуры,в которых отражается также порядок пользования устройствами автоматизации процесса расформирования составов.
С какими вагонами не допускается производить маневры толчками и распускать с горки?
1) вагоны, занятые людьми, кроме вагонов с проводниками (командами), сопровождающими грузы;
2) вагоны с грузами отдельных категорий, указанных в Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте и Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, протокол от 05. 1996 № 15;
3) платформы и полувагоны, загруженные грузами боковой и нижней негабаритности 4-й, 5-й, 6-й степеней и грузами с верхней негабаритностью 3-й степени, груженые транспортеры;
4) локомотивы в недействующем состоянии, моторвагонный подвижной состав, составы рефрижераторных поездов, пассажирские вагоны, краны на железнодорожном ходу;
5) вагоны и специальный железнодорожный подвижной состав, имеющий трафарет «С горки не спускать»;
6) сцепы из двух платформ, загруженных рельсами длиной 25 м и другими длинномерными грузами, думпкары.
На каких путях запрещено передвигать вагоны вручную? Где разрешено?
Передвигать отдельные вагоны вручную не допускается на главных, приемоотправочных и сортировочных железнодорожных путях железнодорожной станции.
В исключительных случаях передвигать отдельные вагоны вручную допускается на прочих железнодорожных путях при отсутствии уклона, под непосредственным руководством ответственного лица, выделенного владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, и в количестве не более одного груженого или двух порожних вагонов.
При передвижениях вагонов вручную не допускается?
1) передвигать их со скоростью более 3 км/ч, причем вагоны должны быть обязательно сцеплены;
2) выкатывать их за предельный столбик в направлении главных и приемоотправочных железнодорожных путей;
3) начинать передвижение, не имея тормозных башмаков;
4) подкладывать для торможения под колеса шпалы, камни, ломы и другие предметы;
5) перекатывать вручную вагоны, занятые людьми и опасными грузами.
После окончания формирования состав переставляется в парк отправления для дальнейшей обработки и снаряжения в путь. Продолжительность операций по перестановке зависит от расстояния перестанови числа вагонов в составе и состоит из затрат времени на следующие элементы:
— следование состава в парк отправления;
— отцепку локомотива и обгон;
— возвращение локомотива на вытяжной путь парка формирования.
продолжительности перестановки составов
Наименование полурейсов
Маршрут следования
Длина полурейса, м
Продолжительность полурейса, мин
Примечание
От
До
Следование с пути сортировочного парка в парк отправления
Предельный столбик парка С
Сигнал Н-1
2210
10,31
(Прил. 4) Рабочий полурейс
Отцепка локомотива и следование в обгонный тупик
Сигнал Н-1
Сигнал М-9
300
1,41
Холостой полурейс
Следование локомотива на вытяжной путь
Сигнал М-9
Сигнал М-22
2125
8,71
—
Тоже
Итого
—
—
—
21
—
Обработка грузового двора
Под обработкой грузового двора понимается ряд операций связанных с обслуживанием погрузочно-разгрузочных фронтов на грузовом дворе. К таким операциям относятся: подача вагонов под выгрузку или погрузку, перестановка порожних от фронта выгрузки к фронтам погрузки уборка груженых или порожних от фронтов погрузки, выгрузки. Продолжительность каждой из этих операций складывается из затрат времени на отдельные передвижения (полурейсы) и элементы.
Подача вагонов под выгрузку. Вагоны в адрес грузового двора по. ступают в процессе роспуска на первый путь сортировочного парка согласно специализации путей. С этого пути они подлежат подаче на 24-й путь, где имеется три фронта выгрузки, крытый пакгауз, платформа для навалочных грузов и платформа для выгрузки техники. Поэтому перед подачей вагоны нужно подформировывать в порядке расположения грузовых фронтов.
Продолжительность подачи складываетсяиз затрат времени на следующие элементы:
— подформирование на вытяжке;
— следование на путь 27 (рис. 8);
— следование на путь выгрузки;
— расстановка вагонов по фронтам выгрузки;
— следование локомотива обратно на 27-й путь;
— следование локомотива на вытяжной путь.
Рис. Район грузового двора
Продолжительность подформирования определяется, мин:
где А, Б — нормативные параметры;
— число грузовых фронтов на данном грузовомпункте, ;
g — среднее число отцепов при подформировании группы вагонов (дается в задании на
— среднее число вагонов в одной подаче, ваг.
где — суточный размер вагонопотока, поступающего на грузовой двор;
Нормативные параметры при подформировании вагонов на вытяжном пути тепловозом, равны: А = 0,73 мин; Б= 0,34 мин. При среднем числе отцепов в процессе подформирования (g= 4,67) продолжительность подформирования:
На расстановку вагонов к местам выгрузки отводится по одной минуте на один вагон. В это время входят операции по осмотру места выгрузки, подкладка тормозного башмака под вагоны, расцепка вагонов. Поэтому затрата времени в минутах на расстановку вагонов под выгрузку или погрузку будет численно равна количеству физических вагонов в одной подаче.
Затраты времени на передвижения вагонов в процессе подачи определяются по специальным таблицам, где в зависимости от длины полурейса и числа вагонов приводятся затраты времени на операцию.
продолжительности подачи вагонов на грузовой двор
Наименование операций и полурейсов
Длина полурейса, м
Число вагонов
Продолжительность, мин
Примечание
Подформирование на вытяжке
—
7
9
По формуле (4)
Следование за сигнал М-11
210+350+ 400+130= 1090
7
4,8
Табл. 4
Следование на ГД
400
7
2,27
Табл. 6
Следование по пути 24
200
7
2,9
Табл. 7
Расстановка вагонов
—
7
7,00
1 мин на вагон
Следование локомотива за сигнал М-11
400
—
1,66
Табл. 6
Следование локомотива в сортировочный парк на вытяжку
400+350= 750
—
3,31
Табл. 4
Общая затрата времени
—
—
30,94
—
Таким образом, продолжительность подачи груженых вагонов на ГД составляет около 31 мин; ее можно округленно подразделить на следующие элементы, мин:
Подформирование
9
Следование на ГД
10
Расстановка вагонов
7
Холостой рейс локомотива
5
Итого
31
Перестановка порожних вагонов. После выгрузки на 24-м пути вагоны подлежат перестановке на 25-й путь под погрузку. Продолжительность этой операции рассчитывается в таблице 9.
Наименование операций и полурейсов
Длина полурейса, м
Число вагонов
Продолжительность, мин
Примечание
Следование локомотива за сигнал М-11
400+350= 750
—
3,31
Табл. 4
Следование локомотива на 24-й путь
400
—
1,66
Табл. 6
Осмотр и сцепление вагонов
—
7
7,00
1 мин на вагон
Следование за сигнал М-11
400+130=
530
7
2,63
Табл. 6
Следование на ГД
400
7
2,27
Табл. 6
Следование по пути 25
200
7
2,9
Табл. 7
Расстановка вагонов под погрузку
—
7
7,00
1 мин на вагон
Следование локомотива за сигнал М-11
400
—
1,66
Табл. 6
Следование локомотива на вытяжной путь
400+350= 750
—
3,31
Табл. 4
Общая затрата времени
—
—
31,74
—
Как видно из таблицы9, продолжительность перестановки составляет около 32 мин, которые распределяются следующим образом, мин:
Следование на ГД
5
Расстановка вагонов с 24 на 25 путь
22
Холостой рейс
5
ИТОГО
32
Уборка вагонов с грузового двора. После окончания грузовых операций на ГД по запросу старшего приемосдатчика вагоны выводятся с путей погрузки (выгрузки) и направляются на путь сортировочного парка согласно специализации. Среднее число вагонов в одной уборке принимается равным числу поданных согласно заданию, вагоны, выгруженные на ГД, тут же подлежат погрузке. Количество уборок будет:20:7=3. Продолжительность уборки вагонов рассчитана в таблице 10.
Продолжительность уборки, согласно табл. 10, равна 21 мин; это время можно разделить на элементы, мин:
Таким образом, при обработке грузового двора время затрачивается на следующие операции, мин:
При совмещении подачи и уборки холостые рейсы из сортировочного парка на ГД и обратно отсутствуют.
Обработка подъездного пути
Станция С работает с подъездным путем завода на основе ЕТП (единого технологического процесса). Порядок уборки и подачи вагонов в адрес завода определяется договором на эксплуатацию подъездного пути. В данном примере принят вариант обработки вагонов по наличию, т. по мере прибытия и поступления на путь накопления. Если учесть, что в адрес подъездного пути ежесуточно поступает 20 вагонов, то в каждой подаче будет:
Подача осуществляется через парк отправления с осмотром вагонов и включением автотормозов. Продолжительность обработки группы вагонов определяется технологическим процессом ПТО и принимается не менее 10 мин. Локомотив станции подает груженые и убирает порожние вагоны. Маневровые операции внутри цехов осуществляет собственный локомотив завода.