Охрана труда при низких температурах
Информация
Федеральной службы по труду и занятости
от 26. 2018
Роструд напомнил о требованиях трудового законодательства по обеспечению безопасных условий и охраны труда при работе в холодное время года на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. Обязанности работодателяНизкая температура воздуха, если человек работает в холодное время года на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении, является вредным производственным фактором, поскольку в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Трудовым кодексом РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). В частности, работодатель может допустить к работе на холоде только лиц, прошедших предварительный медицинский осмотр и не имеющих каких-либо противопоказаний для данной деятельности. Они должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты (СИЗ), соответствующим текущим климатическим условиям (ст. 221 ТК РФ). Перерывы при работе на холодеРежим труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемом помещении – это чередование периодов работы в охлаждающей среде и отдыха в обогреваемом помещении. Сотрудникам, работающим на открытом воздухе, работодатель должен предоставить (ч. 2 ст. 109 ТК РФ):
- оборудованное помещение для обогревания и отдыха. Требования к нему приведены в комментируемом документе;
- специальные перерывы для обогревания и отдыха, включаемые в рабочее время;
- горячее питание во время перерыва на обед.
Порядок предоставления и длительность перерывов, а также перечень видов работ должны быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка и других локальных актах работодателя. При установлении продолжительности и количества перерывов работодателю следует учитывать:
- не только температуру воздуха, но и силу ветра;
- критерии допустимой степени охлаждения человека, одетого в комплект СИЗ, и сведения о скорости нормализации его теплового состояния в обогреваемом помещении, закрепленные в Методических рекомендациях МР 2.2.7.2129-06. 2.2.7. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006.
Для работы в неотапливаемом помещении тоже существует ограничение по продолжительности непрерывной работы. Например, проработать без дополнительных перерывов до обеда (или после обеда до окончания смены) допускается только при температуре не ниже -12 градусов. А если имеется движение воздуха (сквозняк), то учитывается и это. Например, при скорости сквозняка 2 метра в секунду без дополнительных перерывов проработать до обеда допускается уже при температуре не ниже -8 градусов. Ответственность за нарушенияЕсли бездействие работодателя и непринятие им соответствующих мер приведет к возникновению угрозы для здоровья работников, ему грозит наказание за несоблюдение прав работников. Например, карается штрафом допуск к работе:
- без прохождения обязательных предварительных медосмотров (при поступлении на работу) (ст. ст. 69, 212, 213, 219, 266 ТК РФ);
- при наличии медицинских противопоказаний (ст. 212 ТК РФ).
Штраф составляет (ч. 3 ст. 1 КоАП РФ):
- для должностных лиц — от 15 000 до 25 000 рублей;
- для предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
- для организаций — от 110 000 до 130 000 рублей.
Несоблюдение требований охраны труда карается штрафом (ст. 211, 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 1 КоАП РФ):
- для должностных лиц — в размере от 2000 до 5000 рублей;
- для предпринимателей — от 2000 до 5000 рублей;
- для организаций — от 50 000 до 80 000 рублей.
Основные положения
1 Работы по текущему содержанию и ремонтам бесстыкового пути должны проводиться при допустимых отступлениях температуры рельсовых плетей от их температуры закрепления по утвержденным ЦДИ ЦП технологическим картам и технологическим процессам.
При планировании работ руководители дистанции пути и путевых машинных станций должны иметь суточные и длительные прогнозы температуры рельсов. Во время работ должен быть организован непрерывный контроль за температурой рельсовых плетей, осуществляемый с помощью переносных рельсовых термометров.
2 Постоянный контроль за температурой рельсов должен вестись также на специальных температурных постах дистанций пути в местах, определяемых геофизической станцией дороги, а также на стендах дорожных или территориальных метеостанций. Оборудование постов производится в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» Об утверждении регламентов организации, технического обслуживания, инструкции по эксплуатации системы контроля погодно-геофизических параметров среды на сети железных дорог ОАО «Российские железные дороги». Приборы, используемые для измерения температуры рельсов, должны в соответствии с техническим паспортом проходить метрологическую поверку в специализированных организациях.
Перед выполнением ремонтно-путевых работ с применением машин и механизмов должна быть установлена фактическая температура закрепления плетей. Если она находится в границах tonT±5°C, то перед началом работ должно быть зафиксировано положение плетей относительно «маячных» шпал и створов, клеммы на маячных шпалах переведены из монтажного в рабочее положение, специальные подклеммники заменены на типовые, болты (шурупы) затянуты с нормативным крутящим моментом, а монорегулятор скреплений АРС установлен на 3 позицию.
3 Летом при наступлении температуры рельсовых плетей, превышающей их температуру закрепления на 15°С и более, а зимой при температуре воздуха минус 30°С и ниже на весь период действия таких температур, надзор за бесстыковым путем должен быть усилен.
Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути устанавливает начальник дистанции пути. Натурный осмотр рельсов уравнительных пролетов и плетей бесстыкового пути, стыков и стыковых соединений выполняется силами дорожных мастеров, бригадиров, контролеров по состоянию железнодорожного пути и опытными операторами средств дефектоскопии на участках главного хода с просроченным капитальным ремонтом на путях 1 и 2
классов линий «О» и «Т» с повышенным выходом остродефектных рельсов (4 и более рельсов в год).
На остальных линиях главного хода 1-3 класса с просроченным капитальным ремонтом пути осмотр назначается при повышенном выходе остродефектных рельсов минус 6 и более рельсов в год.
На участках главного хода путях 4-5 класса с просроченным капитальным ремонтом осмотр назначается на бесстыковом пути с повышенным выходом остродефектных рельсов — 8 и более рельсов в год.
Зимой при низких температурах особое внимание необходимо уделять проверке рельсов в местах сварки и на протяженности 1 м в каждую сторону от них и следить за раскрытием стыковых зазоров. При зазорах, близких к конструктивным, и ожидаемом дальнейшем понижении температуры необходимо затянуть гайки клеммных, закладных и стыковых болтов на концах плетей по 50 м, одну пару уравнительных рельсов заменить на удлиненные и произвести регулировку зазоров.
При температуре воздуха минус 50°С и ниже скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч.
4 При температуре воздуха более 25°С требуется особенно тщательно следить за положением пути в плане, состоянием балластной призмы, подвижками плетей. Заметные отклонения пути в плане на длине 7-15 м, выявленные в период действия высоких температур, превышающих температуру закрепления плети на 15°С и более, могут служить признаком начала его выброса. При обнаружении в период действия высоких температур резких углов, коротких неровностей пути в плане следует срочно оградить место неисправности сигналами остановки и после разрядки в плети напряжений немедленно приступить к устранению неисправности.
Разрядка напряжений производится в обеих плетях от места неровности (угла в плане) до ближайшего конца плети. При расстоянии от места неисправности (угол, короткая неровность в плане) до конца плети более 150 м разрядка напряжений производится путем вырезки куска рельса по обеим рельсовым нитям в соответствии с требованиями П. 1 Приложения 4.
При отклонении пути в плане по обеим рельсовым нитям на 10 мм и более на длине не более 7-15м и превышении температуры рельсовых плетей относительно их температуры закрепления менее чем на 15°С, но при ожидаемом дальнейшем повышении температуры, необходимо ограничить скорость движения поездов до 60 км/ч или менее в зависимости от величины отклонения пути в плане и устранить эти отклонения после разрядки в плетях напряжений на участке 200-300 м.
5 С наступлением положительных температур рельсов необходимо обеспечить постоянный анализ изменения отступлений пути в плане по данным графических диаграмм путеизмерительных вагонов. При этом в период действия положительных температур рельсов (май-сентябрь) проверка путеизмерительными вагонами должна производиться в дневное время суток. В случаях выявления в период между двумя проходами путеизмерительного вагона увеличенной разности стрел неровностей в плане на 10 мм (на длине до 10 м) и более, необходимо принять меры по снятию продольных сил в рельсовых плетях и определить фактическую температуру их закрепления на участках, где наблюдается интенсивный рост величины отступлений пути в плане. Снятие продольных сил (разрядка напряжений) производится в плетях, где расстояние от их концов до отступления пути в плане не превышает 150 м.
При расстоянии от концов плети до отступления пути в плане более 150 м, если при визуальном осмотре пути не обнаружено грубых нарушений в его содержании (угон плетей, не заполнена балластная призма и т. ), до наступления разности в 15°С между температурой рельса и температурой закрепления плетей устранение отступлений можно выполнить после регулировки напряжений в плетях на участке по 100 м в обе стороны от неровности пути. Регулировка напряжений выполняется по ходу движения поезда. Направление выполнения разрядки температурных напряжений определяется технологией и длиной плети.
В случаях, если разность между температурой закрепления плети и температурой ее перед устранением отступления пути в плане равна 15°С и более по обеим рельсовым нитям, за 3-4 м до начала неровности (по ходу движения поездов)на двухпутных участках и по ходу преимущественного движения грузовых поездов на однопутных участках необходимо выполнить разрезку каждой рельсовой нити и отрихтовать путь. Перед разрезкой плетей на каждой рельсовой нити на расстоянии 1,5-2,0 м от места планируемого реза (рисунок 4. 1), необходимо нанести риски на рельсах и на шпале, а на расстоянии 50 м от них (по ходу движения поезда) нанести на рельсах и шпалах вторые риски. После разреза и раскрепления 50-метрового участка плети необходимо определить абсолютную величину его удлинения или укорочения.
Изменения длины 50-метрового участка с точностью до 1 мм определяются по разнице перемещений двух рисок. В это же время производятся замеры температуры рельса (tp).
Фактическая температура закрепления плети Ц вычисляется по известной зависимости:
где «+» — уменьшение длины 50-метрового участка, а «-» — увеличение;
Д/- изменение длины 50-метрового участка, мм;
а — коэффициент температурного расширения рельсовой стали, равный 0,0000118, 1/°С;
/ — длина 50-метрового участка в мм;
Например, при tp = +45°С, А/ = 18 мм
Это значит, что фактическая температура закрепления не соответствует tonT±5°C и требуется перезакрепление плети с вводом в оптимальную температуру закрепления.
После определения фактической температуры закрепления результаты проведенных работ актируются.
В акте указываются:
— место проведения работ (км, ПК, длина участка проведения работ по определению фактической температуры закрепления плети);
расчет фактической температуры закрепления плетей на контролируемом участке.
Акт подписывается руководителем дистанции пути по должности не ниже заместителя начальника дистанции пути, и дорожным мастером и хранится в Журнале учета службы и температурного режима рельсовых плетей.
Данные об изменении температуры закрепления плети заносятся в Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей.
6 При выявлении отступлений в содержании балластной призмы, включая ширину плеча от 10 до 15 см, заполнении балластом шпальных ящиков от 25 до 40% на протяжении 5 м и более, но не свыше 10 м до устранения указанных отступлений, скорость движения поездов по указанному участку на период повышения температуры рельсовых плетей относительно температуры их закрепления на 15°С и выше, ограничивается до 60 км/ч, а в кривых радиусом 650 м и менее до 40 км/ч.
После пополнения балластной призмы, подтягивания гаек болтов (шурупов) до нормативных значений ограничение скорости движения поездов отменяется.
7 В случаях, если на участках бесстыкового пути производились работы с разрыхлением балластной призмы (рихтовка, подбивка шпал, замена шпал), на период действия температуры рельсов, превышающей температуру закрепления плети на 15 °С и более, до наработки тоннажа 0,5 млн. т брутто скорость движения поездов должна быть ограничена до 60 км/ч. После стабилизации балластной призмы динамическим стабилизатором пути (ДСП) или пропуска указанного тоннажа ограничение скорости движения поездов отменяется.