Укажите правильное определение термина «Боксование»:Это явление, при котором нарушаются условия сцепления бандажей колёсных пар локомотива с рельсами, когда сила тяги оказывается больше силы сцепления колеса с рельсомЭто явление, при котором нарушаются условия сцепления бандажей колёсных пар локомотива с рельсами, когда сила тяги оказывается меньше силы сцепления колеса с рельсомНайти другие ответы на вопросы
Связанные темы
Темы, в которых встречается данный вопрос:
Дайте правильное определение термину «Боксование»:Это явление, при котором нарушаются условия сцепления бандажей колёсных пар локомотива с рельсами, когда сила тяги оказывается больше силы сцепления колеса с рельсомЭто явление, при котором нарушаются условия сцепления бандажей колёсных пар локомотива с рельсами, когда сила сцепления колеса с рельсом оказывается больше силы тягиНайти другие ответы на вопросы
Дайте определение термину «боксование»:Это резкое возрастание частоты вращения тяговой колёсной пары по причине нарушения сцепления с рельсамиДвижение колёсной пары (колеса) по рельсам без вращения под действием силы инерцииНайти другие ответы на вопросы
Боксование
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Эта статья о проскальзывании колёс поездов; о проскальзывании колёс обычного дорожного транспорта см. Буксование.
Противоположностью боксованию является юз — заклинивание колёс при торможении транспортных средств.
Происхождение терминаПравить
При боксовании паровоза может произойти повреждение паровой машины.
При боксовании тепловоза, электровоза или МВПС с электроприводом происходит резкое увеличение частоты вращения тяговых двигателей, что в первую очередь резко ухудшает коммутацию и может вызвать круговой огонь по коллектору.
При разносном боксовании частота вращения якоря ТЭД резко увеличивается, увеличиваются центробежные силы, действующие на якорную обмотку, уложенную в пазах якоря, и может произойти размотка бандажа якоря, выдавливание клиньев, удерживающих обмотку, и петель самой обмотки из пазов. Тяговый двигатель повреждается в такой степени, что может требовать капитального ремонта.
Для путевого хозяйстваПравить
Износ рельса в результате боксования, видны характерные боковые «подтёки»
При боксовании на головке рельса образуются пропилы и волнообразный износ рельсов. Известны случаи, когда в результате неграмотных действий машиниста образовывались пропилы, полностью «съедавшие» головку рельса. От сильного трения металл разогревается, в результате чего течёт в стороны под нагрузкой (как при ковке). Для ликвидации этих дефектов необходимо производить шлифовку, а в особо тяжёлых случаях — замену рельсов.
Наиболее часто повреждаются пропилами горловины парков отправления сортировочных станций или станций смены локомотива, где очень часто локомотивы берут с места составы большого веса и длины.
Причины боксования и условия возникновенияПравить
Боксование возникает на локомотиве или моторном вагоне МВПС вследствие превышения реализуемой колёсной парой силой тяги силы сцепления колеса с рельсом. Возникновению и развитию явления боксования способствуют:
- увлажнение поверхности рельса во время слабого дождя (сильный дождь, напротив, способствует очистке головки рельса и повышает сцепление);
- загрязнение поверхности рельса опавшими листьями в осенний период в лесистой местности, гниение листьев резко повышает их смазывающую способность;
- загрязнение поверхности рельса или поверхности катания бандажа колёсной пары маслянистыми жидкостями (масла, смазки, жир);
- разгрузка оси ТПС ввиду неправильной развесовки ТПС;
- разгрузка первой оси в каждой тележке ТПС ввиду момента, возникающего при реализации тягового усилия;
- наличие на колёсной паре большого проката, что уменьшает пятно контакта колеса и рельса;
- нахождение тягового подвижного состава в кривой малого радиуса (при этом неизбежно возникает проскальзывание, так как колесо, идущее по внешней нитке рельсового пути, проходит путь больший, чем колесо, идущее по внутренней нитке).
Среди всех локомотивов наиболее склонны к боксованию паровозы. Это связано с неравномерностью крутящего момента, создаваемого поршневой паровой машиной и спаренность колесных пар. Наименее склонны к боксованию электровозы и тепловозы с независимым управлением тягой каждой оси.
Методы предотвращения и прекращения боксованияПравить
Для предотвращения используются системы, догружающие первую по ходу движения колёсную пару в каждой тележке, системы, анализирующие разницу тока по двигателям одной тележки. Также применяется балластировка локомотива для повышения сцепного веса. Для прекращения возникшего боксования используются следующие методы:
- подача в зону контакта колеса и рельса песка или другого абразивного материала;
- уменьшение окружной скорости вращения колёсной пары путём применения прямодействующего тормоза локомотива.
Последний из методов запрещён Правилами технической эксплуатации, так как при его применении перегревается бандаж колёсной пары, что может привести к его провороту.
- В. А. Анисимов, В. В. Анисимов. Тяговые расчёты. 3.2.5.4. Коэффициент сцепления. Интернет-версия готовящейся к публикации книги (20 мая 2013). Дата обращения: 20 июля 2015. Архивировано 27 мая 2016 года.
- У. Дж.Харрис, С. М.Захаров, Дж. Ландгрен, Х. Турне, В. Эберсен. М. 2, 3, 5.1 // Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса = GUIDELINES TO BEST PRACTICES FOR HEAVY HAUL RAILWAY OPERATIONS: WHEEL AND RAIL INTERFACE ISSUES / С.М.Захаров и В.М.Богданов. — Издание первое. — Москва: Интекст, 2002. — 408 с. — ISBN 5 89277 037 0.
- Буксование // Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Том 1. М.: 1935. — стлб. 202.
- Железнодорожный термин — Транспорт в России. Дата обращения: 26 октября 2018. Архивировано 26 октября 2018 года.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.
- Русаков П. А. Универсальный справочник русского языка для школьников и абитуриентов. Более 130 000 слов и статей / Учебное пособие. — М.: Рипол Классик, 2014. — С. 140. — 896 с. — ISBN 978-5-386-06934-6. Архивная копия от 4 мая 2018 на Wayback Machine
- Конарев Н. С. (ред.). Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. — М., 1988. — С. 40.
- В цепях ТЭД имеется реле боксования (РБ), которое срабатывает, если напряжение на одном из ТЭД сильно отличается от остальных. См. например, электрическую схему моторного вагона электропоезда ЭР2. В современных электровозах с микропроцессорной системой управления боксование преодолевается регулировкой тока возбуждения ТЭД (см. 2ЭС6#Электрическая часть).
- Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз — М.: Транспорт, 1988. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70000 экз. — С. 137.