Зарядное давление в тормозной магистрали
Зарядное давление в тор-
мозной магистрали ведуще-
го локомотива, моторвагон-
ного поезда, кгс/см2
Электропоезда; поезд с составом из недей-
ствующих вагонов электропоездов; грузовой,
в составе которого имеются порожние тенде-
ры с включенными автотормозами
Грузовой с составом из порожних вагонов;
пассажирский, в составе которого имеются
вагоны с включенными автотормозами КЕ,
Эрликон, ДАКО; грузовой, в составе которого
имеются вагоны моторвагонного подвижного
состава; маневровый состав
Пассажирский; грузо-пассажирский; грузо-
вой, в составе которого имеются груженые
вагоны с воздухораспределителями, включен-
ными на средний режим; сплотка с составом
из недействующих локомотивов; грузовой, в
составе которого имеются пассажирские ло-
комотивы и вагоны с включенными автотор-
Грузовой, в составе которого имеются гру-
женые вагоны с воздухораспределителями,
включенными на груженый режим; грузовой с
составом из порожних вагонов на затяжных
спусках крутизной 0,018 и более; дизель-
поезда ДР1; ДР1П
* При наличии вагонов моторвагонного подвижного состава в грузовом поезде норма зарядного давления
4,8 кгс/см2.
Дизель-поезда ДР1А 5,5-5,6
женые вагоны, на затяжных спусках крутиз-
ной 0,018 и более; грузовой, в составе которо-
го имеются вагоны с воздухораспределителя-
ми № 388 жесткого типа
На затяжных спусках крутизной менее 0,018 по местным условиям,
исходя из опытных поездок, приказом начальника железной дороги может
устанавливаться зарядное давление:
— 5,6–5,8 кгс/см2 для грузового поезда с составом из груженых ваго-
нов, воздухораспределители которых включены на груженый ре-
— 5,3–5,5 кгс/см2 для грузового поезда с составом из груженых ваго-
нов, воздухораспределители которых включены на средний ре-
Режимы включения воздухораспределителей.
При ведении грузовых поездов со скоростью не более 90 км/ч возду-
хораспределители грузового типа на локомотивах включать на порожний
режим, а при предстоящем следовании грузового поезда со скоростью бо-
лее 90 км/ч воздухораспределитель на локомотиве включать на груженый
режим. На затяжных спусках крутизной до 0,018 воздухораспределители
грузового типа включать на равнинный режим, крутизной 0,018 и более –
на горный. Воздухораспределители № 292 независимо от крутизны затяж-
ного спуска и скорости включать на длинносоставный режим. На горный
режим включать независимо от крутизны спуска воздухораспределители
локомотивов, у которых отпуск автоматического тормоза обеспечивается
выпуском сжатого воздуха из рабочей камеры воздухораспределителя.
При ведении пассажирских и грузо-пассажирских поездов воздухо-
распределители локомотивов включать: № 270, 483 – на груженый равнин-
ный режим, № 292 в пассажирских поездах с составом до 20 вагонов вклю-
чительно – на режим «К» короткосоставного поезда и поезда нормальной
длины, а в пассажирских с составами более 20 вагонов и грузо-
пассажирских поездах – на режим «Д» поезда повышенной длины. Вклю-
чение воздухораспределителей № 292 на короткосоставный режим «К» в
пассажирских поездах с составами более 20 до 25 вагонов разрешается
специальным указанием МПС.
При выполнении маневровых работ и передвижений воздухораспре-
делители грузового типа включать на груженный режим на всех маневро-
вых локомотивах и на поездных локомотивах при обслуживании последних
одним машинистом.
При одиночном следовании грузового локомотива воздухораспреде-
литель включать на груженый режим, а пассажирского или грузо-
пассажирского воздухораспределитель № 292 включать на режим «К».
Если при соединении локомотивов по системе многих единиц дейст-
вие крана вспомогательного тормоза первого локомотива не распространя-
ется на последующие локомотивы, то воздухораспределители на после-
дующих локомотивах включать на средний режим.
Примечание. У двухсекционных локомотивов, обе секции которых оборудованы воздухораспределителя-
ми, действующими через кран № 254, включать оба воздухораспределителя, импульсная магистраль ме-
жду секциями заглушается.
При выпуске локомотива из депо проверить проходимость воз-
духа через блокировочное устройство № 367 и через кран машиниста. Пе-
ред проверкой следует выпустить конденсат из главных и вспомогательных
резервуаров. Проверка производится при начальном давлении в главных
резервуарах не менее 8 кгс/см2 и выключенных компрессорах в диапазоне
снижения давления в главных резервуарах объемом 1000 л с 6 до 5 кгс/см2.
Проходимость блокировки считается нормальной, если при нахождении
ручки крана машиниста в I положении и открытом концевом кране магист-
рали со стороны проверяемого прибора снижение давления происходит за
время не более 12 с. Проходимость крана машиниста считается нормаль-
ной, если при нахождении ручки крана во II положении и открытом конце-
вом кране снижение давления в указанных пределах происходит за время
не более 20 с. При большем объеме главных резервуаров локомотива время
должно быть пропорционально увеличено.
Действие аппаратуры электропневматического тормоза на ло-
комотивах проверять из обеих кабин управления следующим порядком:
— для проверки напряжения источников питания электропневмати-
ческих тормозов установить ручку крана машиниста в рабочей ка-
бине в поездное положение, снять соединительный концевой ру-
кав с изолированной подвески со стороны нерабочей кабины и
выключить тумблер дублированного питания. Включить источник
питания электропневматического тормоза и при нахождении руч-
ки крана машиниста в V положении проверить по вольтметру ве-
личину постоянного напряжения между проводом № 1 и рельсом,
которое должно быть не ниже 50 В, а при нагрузке током 5 А – не
ниже 45 В;
— для проверки действия электропневматического тормоза произве-
сти ступенчатое торможение до полного, а затем выполнить сту-
пенчатый отпуск. При нахождении ручки крана машиниста в I и II
положениях должна гореть лампа с буквенным обозначением «О»,
в положениях III и IV – лампы «П» и «О», в положениях V, VЭ, VI
– лампы «Т» и «О». При нахождении ручки крана машиниста в
положении VЭ разрядка уравнительного резервуара и тормозной
магистрали через этот кран происходить не должна, а должен дей-
ствовать электропневматический тормоз;
— для проверки дублированного питания проводов № 1 и 2 подве-
сить соединительные концевые рукава на изолированные подвес-
ки со стороны обеих кабин управления, включить тумблер дубли-
рованного питания. При II положении ручки крана машиниста
должна гореть лампа с буквенным обозначением «О», а при вы-
ключении тумблера лампа должна погаснуть.
Если кран машиниста имеет положение VA (медленного темпа раз-
рядки уравнительного резервуара) совпадающее с положением VЭ, то до-
кгс/см2 от первоначального зарядного давления при полном давлении в
тормозных цилиндрах.
На локомотивах, оборудованных кнопочным управлением электроп-
невматического тормоза, его действие проверять при поездном положении
ручки крана машиниста.
Вид подвижного состава
Зарядное давление,
атм. Давление хвостового вагона, атм. (не менее)
1. МВПС
4,5 — 4,8
Не указывается
2. МВПС, следующий в хвосте состава грузового поезда
4,8
Согласно длине состава, см. пункты 6,7,9
3. Метро
4,5 — 4,8
Не указывается
4. Пассажирские вагоны западноевропейского типа
4,8 — 5,0
Не указывается
5. Порожние поезда (более 350 осей)
4,8 — 5,0
4,3
6. Грузовые поезда на среднем режиме ВР
(Пассажирские, грузопассажирские)
5,0 — 5,2
До 300 осей перепад давления не более 0,3 атм. Грузовые поезда на среднем режиме ВР
5,0 — 5,2
Свыше 300, но не более 400 осей — перепад 0,5
8. Грузовые поезда с вагонами на груженом режиме
5,3 — 5,5
Согласно длине состава, см. пункты 6,7,9
9. Давление в хвосте поезда более 350 осей
5,0 -5,2
4,6
10. Резерв
5,0 — 5,2
Не замеряется
11. Маневровый состав
5,0 — 5,2
Не замеряется
— локомотив, перевозящий сплотку: (сама сплотка следует на среднем режиме ВР, на холодную сплотку (та, которая следует в ремонт или из ремонта, или по регулировке Дороги. Распоряжение ОАО РЖД 1873) требуется справка о тормозах ВУ-45, сопровождение, Акт технического состояния формы ТУ-25);
— 5 вагонов грузового парка: справка о тормозах выписывается локомотивной бригадой в бортовом журнале ТУ-152 на основании «натурного листа», следование до первого ПТО, где справку о тормозах выдает вагонник, в депо сдается справка и копия справки из журнала ТУ-152;
— следование грузового поезда со скоростью более 90 км/час;
— следование одиночного грузового локомотива;
— при ведении пассажирских и грузопассажирских поездов;(включение веса локомотива в вес поезда)
-при выполнении маневровых работ и передвижений;
Давление в ТЦ (атм. ) и выход штока (мм):
Давление в ТЦ (атм. ) ВР усл. № 483 при полном служебном торможении
Порожний режим
Средний режим
Груженый режим
1,4 — 1,8
2,8 — 3,2
3,9 — 4,2 (4,5 max)
Максимальный выход штока (мм):грузового вагона
Чугунные колодки
Композиционные колодки
При выходе штока ТЦ вагона 230 мм вагон считается не тормозным
175
130
пассажирского вагона
80-120 — норма
180 – max
(4,2 max)
Не допускается установка разных типов колодок на один вагон.
Полная проба, ступени торможения на месте:
0,5 – 0,6атм. — пассажирский поезд;
0,5 – 0,6атм. -грузовой поезд, первое торможение, производится через 2 минуты после продувки хвостового вагона. Завышение давления производится на 0,3 – 0,7 атм. I положением ручки крана машиниста усл. №394. Производится замер времени отпуска у двух последних вагонов, который считается от постановки ручки крана машиниста в I положение до начала отхода колодок от колес. В Справке указывается время наиболее долго отпускающего вагона. Замер времени отпуска хвостовых вагонов при длине состава менее 100 осей не производится;
0,6 – 0,7атм. — грузовой поезд, второе торможение. Производится замер плотности в IV положении, допустимая разница между II положением не более 10 % в сторону уменьшения;
время между торможениями не менее 2 минуты;
ступень торможения при проверке тормозов резервом (на месте): 0,5 — 0,6 атм. (кран усл№. 254 не работает как повторитель, т. с кнопкой отпуска);
ступень торможения при проверке тормозов резервом (на месте): 0,7 — 0,8 атм. (кран усл№. 254 работает как повторитель, т. имеется импульсная магистраль);
отпуск автотормозов I положением ручки КМ усл. №394 производится при длине состава более 350 осей, завышение давления производится на 0,5 — 0,7 атм. I положением ручки крана усл. №394;
При опробовании тормозов несколькими автоматчиками: ставится буква «Т».
Сокращенное опробование тормозов:
0,6 – 0,7 атм. при стоянке более 30 минут или при срабатывании тормозов;
на станции, если тормоза были ранее опробованы от УЗОТ: 0,5 – 0,6 атм
Проба тормозов на эффективность (в пути следования), величина разрядки:
0,5 – 0,6 атм. — пассажирский, грузопассажирский поезд;
0,4 – 0,6 атм. — грузовой порожний поезд; (зимой 0,6 – 0,7 атм
0,6 – 0,8 атм. — грузовой груженый поезд, резерв; (зимой 0,7 – 0,9 атм. ) Отсчёт тормозного пути при снегопадах производится после проследования поездом 200 — 250 метров в IV положении.
0,3 – 0,6 атм. — первая ступень торможения в пассажирских поездах;
0,4 – 0,6 атм. — первая ступень торможения в грузовых порожних поездах;
0,5 – 0,8 атм. — первая ступень торможения в грузовых груженых поездах;
0,3 – 0,8 атм. — последующие ступени;
0,6 – 0,9 атм. — на крутых затяжных спусках;
0,5 – 0,6 атм. — в порожнем поезде;
0,8 – 1,0 атм. — в грузовом груженом поезде; при следовании со скоростью более 80 км/ч и появлении на локомотивном светофоре желтого огня;
0,8 – 1,2 атм. — величина первой ступени торможения в начале затяжного спуска при снегопаде, метели при необходимости разрядка до полного служебного торможения. При ступени торможения более 1 атм. осуществляется подача песка за 50 -100 метров до начала торможения;
При выполнении экстренного торможения прекращается подача песка при скорости 8 -10 км/ч;
Не менее 1,5 атм. — снижение давление в грузовом поезде при отцепке от состава;
1,5 – 1,7 атм. — величина полного служебного торможения в один прием;
Величина разрядки УР при повторном торможении, если между торможениями менее минуты: увеличение ступени на 0,3 атм. по отношению к первому торможению;
Величина зарядки УР, если при ведении поезда предусматриваются частые повторные торможения: до зарядного давления;
ЗАРЯДКА И ОТПУСК ТОРМОЗОВ
До зарядного давления производится I положением ручки КМ усл. №394 при длине состава до 100 осей после служебного и экстренного торможений в поезде до 100 осей;
0,3 – 0,7 атм. — зарядка и отпуск в грузовых поездах более 100 осей;
0,5 – 1,0 атм. — зарядка и отпуск тормозов в поезде более 350 осей;
0,5 – 0,7 атм. — зарядка с ранее заряженной тормозной магистралью грузового поезда;
1,0 – 1,2 атм. — зарядка тормозов заторможенного поезда, незаряженного или после ЭТ;