Вагон — это единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для транспортировки пассажиров или грузов. Для надежной транспортировки вагоны оборудованы всеми необходимыми устройствами. В данной статье мы подробно расскажем о видах грузовых железнодорожных вагонов и об их характеристиках.
- Основные показатели железнодорожных вагонов
- Виды железнодорожных вагоновКрытый вагонВагоны-рефрижераторыВагоны-термосыВагоны-ледникиПолувагонТранспортерыЦистернаДумпкарХопперВагон-автомобилевоз
- Крытый вагонВагоны-рефрижераторыВагоны-термосыВагоны-ледники
- Вагоны-рефрижераторы
- Вагоны-термосы
- Вагоны-ледники
- Полувагон
- Транспортеры
- Цистерна
- Думпкар
- Хоппер
- Вагон-автомобилевоз
Основные показатели железнодорожных вагоновИспользования грузовых вагонов характеризуется определенным набором показателей. Благодаря им можно рассчитать какой тип груза лучше транспортировать. Выделяют варианты вагонов особого назначения. Такие вагоны транспортируют тяжелые и громоздкие грузы. Это могут быть автомобили, цемент, скотч и различные специальные грузы. Однако для всех типов вагонов существует единые показатели для характеристики.
- грузоподъемность, допустимая к транспортировке на данном вагоне масса груза;
- количество осей: четырехосные, грузоподъемность которых находится в пределах 68-71 тонны, и восьмиосные, грузоподъемность которых достигает 120-132 тонны;
- универсальность использования: универсальные, предназначенные для транспортировки широкого спектра грузов, и специализированные, предназначенные для транспортировки определенного типа грузов.
Классификация грузовых железнодорожных вагонов
Грузовые ж/д вагоны – единицы подвижного состава, предназначенные для железнодорожных грузоперевозок. Они отличаются по числу осей, материалу корпуса, грузоподъемности, сфере применения.
Рассмотрим подробнее классификацию и особенности грузовых вагонов.
Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам
Классифицируют грузовые железнодорожные вагоны по нескольким параметрам:
- Количеству осей: выделяют дву-, четырех-, шести-, восьмиосные модели, а также многоосные, бестележечные и тележечные варианты.
- В зависимости от видов кузовов различают вагоны цельнометаллические, с обшивкой из металла или древесины, сварные варианты с клепаными узлами.
- Предельная грузоподъемность, габариты тары и нагрузка ось также разделяет подвижной состав.
- Габариты ж/д состава с учетом ширины железнодорожного полотна: ширококолейные или узкоколейные.
- По месту применения: универсальные для перевозки широкой номенклатуры грузов или со специальным назначением, то есть ограниченного числа грузов или редких, сложных грузов.
Вагоны спецназначения – транспортеры для отправки и доставки негабаритных грузов, авто, животных и другого специфического товара. К этой же подгруппе относят вагоны-мастерские, дозаторы, вспомогательные, предназначенные для техобслуживания ж/д полотна.
Подвиды вагонов по специализации
Все грузовые вагоны можно разделить на 7 основных подгрупп:
- Крытые. Имеют дополнительную классификацию. Нужны для перевозки груза, которому требуется защита от осадков.
- Цистерны – модели для перевозки жидких продуктов.
- Полувагоны – открытые конфигурации для навалочных или насыпных продуктов.
- Транспортеры – платформы для очень больших или тяжелых предметов.
- Думпкары подходят только для сыпучих грузов, которым не нужна защита от осадков.
- Хопперы – вагоны с системой быстрой выгрузки за счет конструктивных особенностей.
- Автомобилевозы – специальные составы для перевозки авто, микроавтобусов и двухколесной техники.
Рассмотрим характеристики каждого варианта подробнее.
Крытые
Закрытые конструкции защищают груз от атмосферных осадков, ветра и даже хищения. Подходят для перевозки штучного груза в упаковке и без нее. В таких вагонах часто транспортируют пищевые продукты, различное оборудование, станки, сыпучие упакованные товары.
Закрытые вагоны имеют внутреннюю классификацию:
- Универсальные модели для товарно-штучных, упаковочных или сыпучих грузов.
- Специальные – нужны для перевозки сельскохозяйственных животных, птиц, легковых авто, рулонной стали или металла в пачках, а также бумаги и других видов продукции.
По грузоподъемности конструкции могут перевозить от 66 до 68 тонн с вместительностью от 81 до 138 м³. Специальные модели для перевозки автомобилей транспортируют 42 тонны с объемом до 265 м³.
Отдельно в подклассе крытых грузовых вагонов выделяют варианты для транспортировки скоропортящихся продуктов:
- Рефрижераторы. За счет специального оборудования поддерживают заданную температуру внутри.
- Термосы – для перевозки термически подготовленных продуктов. Они имеют утепленную конструкцию с большим слоем теплоизоляции, чтобы поддерживать заданную температуру без специального оборудования.
- Ледники – специальные тары для перевозки грузов с применением сменного хладагента.
Все варианты грузовых вагонов широко применяются для перевозки товарно-материальных ценностей на дальние расстояния. Загрузка чаще всего боковая через откатные ворота.
Полувагоны
Применяются для перевозки навалочных грузов, контейнеров, автомобильного транспорта и длинномеров (лесозаготовок, труб и металла). Полувагоны оборудованы открытым кузовом, позволяющим быстро загружать и выгружать продукции. В полу часто обустроены люки для разгрузки (саморазгружающиеся модели).
Полувагоны бывают универсальными с выгрузными люками снизу, открывающимися внутрь дверьми или специальными, без люка и дверей только для верхней загрузки насыпных товаров.
Грузоподъемность полувагонов от 62 до 125 тонн. Объем – от 64 до 137,5 м³. При необходимости навалочный груз закрывается сверху брезентом, чтобы не было больших товарных потерь из-за воздействия ветра.
Транспортеры
Модели для сверхгабаритного груза. Данные грузовые вагоны состоят из несущей балки, в нижней части которой находится погрузочная площадка. Грузоподъемность платформы до 220 тонн. По конструкции бывают 4-, 8- или 16-осными.
Отдельно выделяют транспортеры, разделенные на секции и соединенные автосцепками. Их грузоподъемность до 480 тонн. Также есть варианты сочлененные, где груз находится между секциями на консолях, балках, скрепленных пружинами. Предельная нагрузка на такую платформу – до 500 т.
Цистерны
Специальная железнодорожная тара для перевозки жидкостей. В конструкции предусмотрены 4 или 8 осей. Грузоподъемность – до 125 тонн. Выполнены цистерны чаще всего из стали с дополнительными добавками, покрытием и оборудованием в зависимости от типа перевозимой продукции.
Думпкар
Специальный вариант для грузоперевозки сыпучих товаров. Его кузов при разгрузке способен наклоняться и опрокидывать товар на обочину. По типу выгрузки думпкары бывают с пневматической или гидравлической разгрузкой.
Хопперы
Удобные современные вагоны для перевозки насыпных, навалочных грузов с системой саморазгрузки под воздействием силы тяжести. Они выполнены в форме трапеции, где стены наклонены к разгрузочным люкам. Могут быть открытыми и закрытыми, с выгрузкой на междупутье или в бок от рельсовых путей.
Автомобилевозы
Крытые или открытые вагоны для перевозки легкового транспорта, микроавтобусов, прицепов и мототехники. Отличаются способом загрузки и крепления товара внутри вагона.
Каждый вид грузовых железнодорожных вагонов отличается удобством, вместительностью и грузоподъемностью. Ж/д перевозка грузов идеальна для больших поставок на дальние расстояния.
К списку статей
Виды грузовых ЖД вагонов
Доставка грузов железнодорожным транспортом является одной из самых востребованных услуг транспортной логистики. Основное преимущество грузоперевозок по железной дороге – возможность транспортировки на большие расстояния по оптимальной цене.
Типы вагонов
Вагон – это часть железнодорожного состава, в котором перевозят пассажиров или грузы. В зависимости от рода объекта перевозки их принято разделять на пассажирские и грузовые.
В классификации грузовых вагонов определяющее значение имеют несколько факторов:
- грузоподъемность – максимальный вес, который допускается к перевозке;
- количество осей. От их числа зависит грузоподъемность: 4 оси – до 71 тонн, 8 осей – до 132 тонн;
- вариативность применения. Принято различать универсальные и специализированные вагоны;
Рассмотрим в деталях основные типы грузовых вагонов.
Крытый вагон
Конструкция грузового крытого вагона предусматривает его закрытость со всех сторон и наличие раздвижных запирающихся дверей. Это позволяет уберечь груз от атмосферных осадков и обеспечить его сохранность во время следования состава.
Существует 2 вида крытых вагонов:
- универсальные – служат для перевозки упакованных, штучных или сыпучих грузов;
- специализированные предназначаются для транспортировки определенных объектов: животных, птиц, легкового транспорта, листовой стали и т. д.
наименование
грузоподъемность (тонн)
объем (м3)
Линейные габариты (длина, ширина, высота) (мм)
11-066
66
86,4
13800 х 2760 х 2790
11-217
68
104
13840 х 2760 х 2740
11-260
68
138
16800 х 2 770 х 3050
11-264
68
81
13080 х 2760 х 2790
11-270
68
104
13840 х 2760 х 2790
11-280
68
138
15720 х 2770 х 2800
11-286
68
138
15720 х 2770 х 2800
11-К001
68
138
13840 х 2790 х 2800
11-К651 (для автомобилей)
42
265
23300 х 3100 х 3670
Рефрижераторы
Данная модификация относится к классу универсальных крытых вагонов, оснащена оборудованием для поддержания нужной температуры внутреннего пространства. Такая опция позволяет использовать вагон-рефрижератор для перевозки грузов, хранение которых допускается только в определенном температурном режиме. Например, быстро портящиеся и замороженные продукты, фармацевтические препараты и т.
Электропитание холодильной установки или отопительной системы осуществляется от автономного генератора электроэнергии, например, дизель-генератора.
Железнодорожные рефрижераторы могут быть автономными (АРВ), либо являться секцией сцепки из 5 или 12 вагонов.
длина кузова (м)
19 – 21
ширина (м)
3,1
высота от головки рельса (м)
4,74 — 4,69
погрузочный объем (м3)
88 – 100
грузоподъемность (тонн)
36 – 40
площадь пола (м2)
40,3 – 45
внутренняя температура (°С)
-18 – 14
температура эксплуатации (°С)
-45 – 40
максимальная скорость (км/ч)
120
Стандартный ж/д вагон без крыши с верхней загрузкой. Может быть оснащен люками для нижней разгрузки или открывающимися стенами с торца.
Удобен для перевозки габаритного или сыпучего груза, который не нужно защищать от осадков:
- леса и пиломатериалов;
- сыпучих субстанций, например, гравия, камня и т. д.
наименование
грузоподъемность (тонн)
объем (м3)
линейные габариты (длина, ширина, высота) (мм)
12-1000
69
73
12120 х 2880 х 2730
12-127
70
138
12700 х 2880 х 2000
12-1505
69
76
12700 х 2870 х 2000
12-508
125
137,5
18760 х 2790 х 2450
12-П152
94
106
14580 х 2900 х 2360
12-П153
63
64
12000 х 2850 х 1880
12-726
62
73
12100 х 2880 х 2730
12-753
69
73
12330 х 2880 х 2730
13-Н001 (для 3- и 5-тонных контейнеров)
69
73
12330 х 2880 х 2730
Платформа
Открытый вагон без крыши, боковых и торцевых стен. Применяется для перевоза:
- габаритных транспортных средств, например, тракторов, бульдозеров и т. д.;
- негабаритных и крупногабаритных объектов;
- оборудования для промышленных предприятий;
Платформы подразделяются на 2 подвида в соответствии со спецификой перевозимого груза:
наименование
грузоподъемность (тонн)
площадь пола (м2)
линейные габариты нижней площадки (длина, ширина) (мм)
13-4012
71
36,8
13300 х 2770
13-401
70
36,8
13300 х 2770
13-4085 (для техники, негабарита, контейнеров, грузов в ящиках)
72
38,4
13300 х 2830
13-9004 (для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники)
68
52,5
18300 х 2870
13-4012-09 (для контейнер-цистерн)
72
36,8
13300 х 2770
13-4012-10 (для литых слябов)
68
36,8
13300 х 2770
13-4012-11 (для литого проката)
68
13-Н451
63
36,8
13300 х 2770
13-926
73
54
18300 х 2830
13-935 (для гусеничной и колесной техники, крупнотоннажных контейнеров)
73
54
18300 х 2830
Представляет собой разновидность ж/д платформы. Существует несколько видов грузовых вагонов-транспортеров:
- площадные – изогнутая платформа с погрузочной площадкой посередине. Тоннажность: от 66 до 220 т;
- платформенные – балка имеет прямую, без изгибов, форму. Можно перевозить от 66 до 120 т;
- колодцевые – для транспортировки крупногабаритных грузов круглой или квадратной формы. Грузоподъемность: от 4 до 110 т;
- сцепные – формируются из 2 секций-платформ. Максимальная загрузка – 480 т;
- сочлененные – особенностью конструкции являются 2 консоли, между которыми располагается перевозимый объект. Оснащены гидроподъемниками. Максимальная грузоподъемность составляет 500 т.
Вагон, основные особенности которого – возможность перевозки насыпных грузов и разгрузка методом самосвала (кузов наклоняется и содержимое высыпается). Разгрузочная система может быть гидравлической или пневматической. Думпкары используют для перевоза угля, рудных пород, песка, щебня. Максимальная нагрузка – 180 т.
Наша компания осуществляет перевозки железнодорожным транспортом с использованием любого типа вагонов. Получить детальную информацию можно у нашего специалиста. Для этого нужно позвонить по указанному номеру телефона или заказать обратный звонок со страниц нашего сайта.