Как называется исследование рынка Российских железных дорог?

1 Специфика и комплексный характер маркетинга

Формирование
рыночных отношений, преобразование форм собственности, развитие конъюнктуры
российского рынка определяют необходимость новых подходов к методологии и
организации управления экономическими процессами на рынке Российской Федерации. В комплексе этих подходов особая роль отводится маркетинговой стратегии
изучения конъюнктуры целевого рынка и выбора поведенческой деятельности
конкретной компании на рынке сбыта с учетом условий производства и форм
реализации ее продукции.

Если
упрощенно посмотреть на стратегию компании, то она состоит из маркетингового
плана, финансового плана, плана операционной (производственной) деятельности и
организационного плана.

Маркетинговый
план отвечает на ряд вопросов, среди которых основными являются: кто конкуренты
компании, каковы цены, как предприятие собирается продвигать продукты и услуги,
или осуществлять дистрибуцию. Иными словами маркетинговый план описывает все,
что необходимо для стимулирования покупателей приобретать продукты или услуги,
производимые предприятием.

Финансовый
план используется для определения того, может ли организация сделать прибыль на
данном продукте или услуге. Универсальными в этом контексте являются
соотношения ROI (возврат на инвестиции), или ROS (возврат на продажи), которые
колеблются от отрасли к отрасли, и являются индикаторами, как компания работает
в сравнении с конкурентами.

План
операционной деятельности охватывает более явные аспекты деятельности компании,
отвечая на вопрос: как Вы будете производить продукты или услуги. Сюда
добавляются вопросы об объеме капитала для инвестирования, потребность в
оборудовании, методы производства, оснащение рабочих мест и т.

Организационный
план охватывает потребность в персонале, методы организации работников,
средства привлечения, удержания, продвижения и вознаграждения работников, иными
словами описывает средства внедрения первых трех планов. Фактически речь идет
об обеспечении максимальной эффективности и производительности за счет
установления стандартов в следующих областях:


Качество персонала.


Качество труда.

Этап старта – это этап, характеризующийся высокими расходами и
низкими прибылями. Цель компании на данном этапе – это остаться в бизнесе и
выдержать «еще неделю».

План маркетинга ориентирован на построение клиентской базы,
рекламу и продвижение продукта или услуги и помимо прочего «выглядеть
успешным». Основной проблемой здесь является убеждение потенциальных клиентов,
что компания знает, что делает и будет в бизнесе достаточно долго, для того
чтобы произвести и/или обслужить продукт или услугу.

Характерной чертой этапа роста является достижение численности
персонала 20-25 человек. В этот момент группа основателей компании преобразовывается
в организацию с формальной структурой. Изменяется и содержание стратегии. На
данном этапе маркетинговое планирование ориентировано на построение клиентской
базы через удержание существующих клиентов и борьбу за рекомендации, что
привлекает новых клиентов. Задача состоит в поддержании «счастливыми» старых
клиентов, и демонстрацию стабильности новым клиентам. Расширяются продуктовые
линии, как часть удовлетворения клиентов и увеличиваются усилия по продвижению
продукции и услуг.

Этап зрелости наступает в компании тогда, когда сформирована
структура управления и организационная культура компании. Это этап
стабильности, нахождения в бизнесе несколько лет. Общая стратегия компании на
данном этапе предполагает поддержание достигнутых уровней прибыли, не сползание
вниз, минимизация расширения численности персонала. Иногда на данном этапе
принимаются решения по слиянию или продаже более крупной компании, чтобы не
останавливаться в развитии.

Компания на данном этапе имеет возможность похвастаться повторяющимися
заказами от имеющихся клиентов, однако сталкивается с жесткой конкуренцией. Развивается система дистрибуции с целью избежать опасностей, связанных с
насыщением рынка продукцией.

Этап спада – естественное заключение в цикле рынка. Только
несколько компаний могут поддержать статус – кво долгое время. Технология и
рынки меняются довольно быстро и даже политические события на национальном и
международном уровне могут заставить организацию начать сползать вниз. Иногда
этап спада называют периодом сокращений. Но не стоит рассматривать данный
термин в багровых тонах, — компания может просто корректировать сама себя к
изменяющейся внешней среде. Именно здесь применяются жесткие методы типа
технологий реинжиниринга.

На данной стадии бизнес-стратегия компании направлена на
перегруппировку. Основная цель – более эффективное функционирование и удержание
доли рынка.

Маркетинговый план. Здесь приходит пора жестоких решений. Необходимо избавляться от неприбыльных продуктов, сокращать расходы на рекламу,
сбрасывать цены для удержания доли рынка. По мере роста бизнеса и его прохождения через цикл рынка, возрастает важность
системы маркетинговых
исследований.

Маркетинговая стратегия
фирмы определяется только после того, как была установлена общая стратегия
ведения бизнеса. Маркетинговая программа составляет собой тактический план,
разработанный на 1-2 года. Так, например, долгосрочной стратегией фирмы может
стать завоевание большей доли рынка, а средствами для достижения этой цели — 
максимальное применение телекоммуникационных технологий в работе с другими
фирмами высокий уровень квалификации персонала фирмы, сосредоточение
маркетинговой политики на одном направлении и выбор стратегических партнеров.

Приняв решение о
стратегии, фирма может заняться детальной разработкой комплекса маркетинга: выбираются средства
массовой информации, другие методы продвижения продукта и стимулирования спроса
для достижения завоевания выбранных сегментов.

Под продуктом подразумевается
не только его физические характеристики, но и деятельность по планированию,
разработке нового товара или услуги. Здесь принимаются решения относительно
разнообразия товарного ассортимента, присвоения торговых марок и упаковки. При
планировании создания продукта (товара, услуги) должны учитываться все эти
аспекты.

Под местом
подразумевается принятие решений относительно подходящих   методов   
распространения товара,  т. какие  каналы  и  каким способом распределения
должны быть использованы для создания наиболее легкого доступа  потребителей 
к  товарам и услугам производителей.

Цена является очень
важной переменной маркетингового комплекса. Она должна удовлетворять
потребителей и одновременно соответствовать цели получения прибыли
предприятием. Назначенная фирмой цена должна соответствовать ценности
предложения, иначе покупатели будут приобретать товары конкурентов.

Отправной точкой для
эффективного маркетинга является потребитель. После выявления и анализа
определенной группы потребителей менеджер, используя все четыре элемента
маркетингового инструмента, обеспечивает эффективное обслуживание этого
сегмента. Так как важна ориентация на потребителя, пятым элементом
маркетингового комплекса принято считать самих людей (потребителей продукта),
поскольку они являются центральным пунктом маркетинговой программы.

Главная причина создания
особого комплекса маркетинговых исследований в сервисных фирмах на каждом этапе
развития компании — необходимость демонстрировать заказчику высочайшее качество
той услуги, которую он собирается приобрести.

Маркетинговые исследования имеют существенное
значение для определенной фирмы в процессе систематического сбора и анализа
информации с целью выявления угроз, слабых и сильных черт и возможностей рынка
предприятия, а также с целью выработки соответствующей маркетинговой стратегии
для успешного ведения бизнеса.

Маркетинговые
исследования обеспечивают информационную базу для принятия правильных
управленческих решений менеджерами компании. Исследования позволяют выявить:

* проблемы, мешающие
эффективному ведению бизнеса;

* причины возникновения
проблем и возможные пути их разрешения;

* будущие тенденции на
рынке.

Проведение маркетинговых
исследований необходимо на всех этапах деятельности фирмы — от разработки
продукта и его продвижения до продажи и послепродажного обслуживания.

— увидеть новые
возможности;

— определить эффективные
пути ведения бизнеса;

Исследования, которые
уменьшают риск в процессе принятия решений, в значительной степени
предопределяют успех функционирования предприятия.

Фирмы могут проводить
два вида исследований:

1) текущее исследование,
проводимое постоянно с целью выявления всех перемен и тенденций, имеющих место
на рынке (даже незначительные изменения в окружающей фирму среде могут повлиять
на результаты управленческих решений);

2) исследование одной
определенной ситуации (проблемы) с целью проверки предположения или анализа
перемен на рынке.

Цели маркетингового
исследования заключаются в следующем:

Выявление значительных
проблем.

Поддержание связи
предприятия с его целевыми рынками. Исследования позволяют выявить будущие
тенденции, дают возможность лучше понять запросы рынков и проследить
происходящие на рынках изменения, чтобы разработать соответствующую политику.

Снижение расходов. Исследование помогает определить наиболее эффективные методы ведения бизнеса и
исключить неэффективные.

Разработка новых
источников прибыли. Исследования могут привести к открытию новых рынков, новых
продуктов и новых вариантов использования продуктов, уже находящихся в продаже.

Помощь в
стимулировании продаж.

Создание
благоприятного отношения со стороны покупателей. Потребители хорошо относятся к
проведению предприятиями исследований. Они считают, что компании, которые
занимаются подобной деятельностью, действительно заботятся о них и прилагают
усилия для создания продукта или услуги, которая удовлетворила бы их
потребности.

Первая ступень разработки
маркетинговой стратегии развития заключается в уточнении природы удерживаемого
конкурентного преимущества, которое становится базой для дальнейших
стратегических и тактических шагов.

2
Взаимоотношения компании с внешней средой

Железнодорожный
транспорт и его стержень ОАО «РЖД» — одна из важнейших базовых отраслей экономики. Он играет ключевую роль в обеспечении транспортных потребностей населения и в
перемещении продуктов хозяйственной деятельности предприятий. При огромных
российских пространствах железные дороги – гарант экономического и социального
развития страны, проведения экономических преобразований, укрепления
административно-политической целостности, нормального функционирования сложного
хозяйственного комплекса России. Железнодорожный транспорт – важнейший
инструмент рационального развития и размещения производственных сил,
оптимизации хозяйственных связей, вовлечения в промышленный оборот новых
источников топлива и сырьевых ресурсов.

Он определяет
основные особенности формирования российского транспортного
рынка, а именно преобладание железнодорожных перевозок в общем
грузообороте по всем отраслям экономики (84%) и монопольное
положение на рынке ОАО «Рос­сийские железные дороги»,
предоставляющего услуги по перевозке грузов на коммерческой основе. Промышленные предприятия, имеющие собствен­ную железнодорожную инфраструктуру и
подвижной состав, осуществляют в большинстве случаев транспортировку объемных
грузов на небольшие расстояния, что отражается в низких показателях их грузооборота.

В
последнее пятилетие на фоне позитивных изменений в социально-экономическом
положении страны значительно увеличился объем перевозок грузов железнодорожным
транспортом. Объем отправления грузов по сети железных дорог увеличился с 834,7
млн. в 2002 году до 1084,3 млн. т в 2006г, т. прирост составил 29,9%.

В
отправлении грузов по сети железных дорог преобладают угль (24%), строительные
(21%), нефтяные (15%), прочие грузы (13%) и руда (10%).

В
структуре экспортных перевозок железнодорожным транспортом преобладали
нефтегрузы (31%), перегрузки угля составили 19%, черных металлов — 12%. Значительны были также перевозки грузов номенклатуры «прочие», доля в общих
объемах перевозок составила 9% (эта группа грузов в значительной степени
представлена цветными металлами, ломом черных и цветных металлов, горючими
сланцами, серой и другими химическими грузами).

Динамика
грузооборота по видам транспорта общего пользования за 2002-2006гг. представлена в таблице 2.

Динамика грузооборота по видам
транспорта общего пользования за
2000-2006гг.

Виды
транспорта
2002г. 2004г. 2006г. Транспорт всего:
3246
3598
3965

В том числе

Железнодорожный
1020
1373
1590

Автомобильный
120
139
198

Морской
150
100
106

Внутренний водный
66
65
81

Воздушный
2,0
2,5
2,7

Трубопроводный
1888
1916
2200

Данные таблицы показывают
лидирующее положение железнодорожного транспорта на рынке перевозок.

Одним из важнейших
вопросов формирования маркетинговой стратегии Московско-Смоленского отделения дороги является анализ конъюнктуры.

Конъюнктура – это сложившаяся экономическая
ситуация, включающая соотношение между спросом и предложением, движением цен и
товарных запасов, портфель заказов по отрасли и иные экономические показатели.

Конъюнктуру
надо изучать и прогнозировать,   иначе не продашь и не купишь по наиболее
выгодным ценам, не справишься с маневрированием ресурсами и изменением выпуска
товара. Продуктом этих усилий маркетинга является прогноз ситуаций на рынке,
различный по срокам и степени достоверности. Оперативно реагируя на текущую
конъюнктуру и используя результаты краткосрочных прогнозов, отдел маркетинга
Отделения стремится предугадать долгосрочные, перспективные тенденции, общую
направленность рыночного мира.

При этом
специалисты отдела маркетинга тщательно следят за конкурентами на рынке,
выявляя их преимущества и слабости, прогнозируют конкурентоспособность своего
производства и товара. Занять нишу на рынке – это значит выбрать ограниченную
по масштабам область деятельности с определенным кругом потребителей.

Смоленское 
отделение Московской дороги ОАО РЖД принимало участие в открытом конкурсе  по отбору
арендаторов вагонов — ресторанов, находящихся в собственности ОАО «РЖД», для
обслуживания пассажиров питанием в поездах ОАО «РЖД» на своем направлении.

Залог серьезности намерений оформлялся в виде банковской
гарантии.

Детальная информация, касающаяся предмета конкурса и порядка
внесения залога серьезности намерений, а также перечень направлений следования
поездов содержались в конкурсной документации.

Организатором открытого конкурса являлся Центр организации
конкурсных закупок — структурное подразделение ОАО «РЖД».

В свою
очередь в 2007г Смоленское  отделение Московской дороги ОАО РЖД было
организатором следующих конкурсов на право:

— заключения договора подряда на
выполнение работ по изготовлению, доставке и вводу в эксплуатацию комплексных
систем диагностики электропоездов на Белорусском направлении в рамках
инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на
железнодорожном транспорте» в 2008 году.

— заключения договора
поставки в 2008 году автомобильной техники также в своем направлении;

— на право заключения договоров поставки в 2008 г. огнетушителей и извещателей
пожарных;


заключения договоров поставки в 2008г. опор редуктора, амортизаторов, поводов
тележки.

Таким
образом, Смоленское 
отделение Московской дороги формирует портфель заказов на 2008г.

Экспертную
оценку степени влияния факторов, характеризующих конкуренцию на рынке
транспортных перевозок, по мнению маркетологов Отделения, целесообразно
определять по балль­ной шкале.

Полученный в процессе исследования средневзве­шенный балл позволяет
оценить степень влияния кон­куренции и принять ее к учету для дальнейшего
построения маркетинговой политики компании.

Вариант оценки деятельности конкурентов (в баллах)

Показатели
Железнодорожный транспорт
Водный транспорт
Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт

Срок доставки
3
4
2
1

Частота отправлений по плану перевозок
4
5
2
3

Надежность соблюдения графика поставки
3
4
2
5

Универсальность
2
1
3
4

Доступность в географическом плане
2
4
1
3

Стоимость
3
1
4
4

Итого средний балл
2,8
3,2
2,3
3,3

Необходимо
отметить, что по величине средневзвешенного балла конкуренции  предприятия железной дороги
находятся только лишь на третьем месте.

Следует
отметить, что во многих сегментах рынка железнодорожных грузовых перевозок ОАО
«РЖД» изначально работает в конкурентных условиях. Серьезная конкуренция ОАО
«РЖД» оказывается  со стороны других видов транспорта, прежде всего — авто­мобильного
при перевозках на короткие расстояния. Более 70% железных дорог на всем их
протяжении дублируются автомобильными дорогами федерального значения.

При
этом, в отдельных сегментах рынка, таких как перевозки контейнеров, перевозки
строительных материа­лов, нефтяных грузов, металла существует реальная
конкуренция, такая же как при перевозках на значительные расстояния, в которых
преимущество получают нерегулируемые госу­дарством виды транспорта:
автомобильный, речной (в пе­риод навигации), а в ряде случаев трубопроводный.

Проведение
мониторинга состояния конкурентной среды на рынке транспортных услуг с
использованием расчета средневзвешенного балла конкуренции по сегментам
позволит:

— проводить
эффективную маркетинговую политику;

-эффективно
применять меры по дерегулированию рынка транспортных услуг и развитию конкуренции
в сфере перевозок;

— выстраивать
рыночно ориентированную стратегию.

Решение
о проведении производственного соревнования между коллективами Белорусской
железной дороги и Московской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» было принято 20
декабря 2005 года, после почти 15-летнего перерыва. Руководство двух железных
дорог подписало соответствующее Положение, что стало логическим продолжением
проводимой в рамках Совета по железнодорожному транспорту политики развития
сотрудничества, как на уровне железнодорожных администраций, так и на уровне
производственных коллективов.

Первое
торжественное мероприятие по подведению итогов производственного соревнования
между коллективами состоялось в мае 2006 года в Витебске. В прошлом году
торжества прошли в Российской Федерации – в городе Смоленске. В 2008-м
подведение итогов производственного соревнования между коллективами двух
магистралей вновь проходит на белорусской земле  — на этот раз принимает
гостей Минское отделение дороги.

Основные
цели проводимого соревнования — выполнение экономических показателей и
укрепление производственных связей  между коллективами железных дорог, а
также моральное и материальное стимулирование высокопроизводительного труда. Победителями признаются трудовые коллективы, которые при выполнении условий
соревнования обеспечивают технологическую и финансовую устойчивость работы
дороги, потребность населения и экономики регионов в железнодорожных
перевозках, привлечение дополнительных объемов работы, повышения качества и
номенклатуры услуг, безопасность движения поездов, охраны труда, внедрение
высокой культуры и эстетики производства.

За
прошедший год производительность труда белорусских железнодорожников возросла
на 18,4 процента, а московских – на 8,2 процента. Выручка от перевозок грузов и
пассажиров увеличилась на Белорусской железной дороге на 17,8 процентов, а на
Московской – на 14,2 процента. Грузооборот возрос на Белорусской железной
дороге – на 4,8 процента, на Московской – на 8,2.

В
результате победителями производственного соревнования между трудовыми
коллективами Московской и Белорусской железных дорог в 2007 году были признаны
следующие коллективы: Смоленское отделение Московской железной дороги,
ст. Брянск-Льговский, Оршанская дистанция пути, локомотивное депо Брянск-2,
вагонное депо Орша. В результате в производственном соревновании 2007 года
победила Московская железная дорога-филиал ОАО «РЖД».

4 марта
в управлении Белорусской железной дороги были подписаны и условия трудового
соперничества на 2008 год. Причем в этом году в соревновании будут участвовать
уже три дороги – к белорусам и россиянам присоединились железнодорожники
Украины — коллектив Юго-Западной железной дороги.

По
подписанным условиям со стороны Московской железной дороги в производственном
соревновании примет участие сама дорога, а так же следующие ее предприятия: Смоленское
и Брянское отделения дороги, станция Смоленск — Сортировочный, станция
Брянск — Льговский, Смоленская дистанция пути, Унечская дистанция пути, Брянск —
Льговская дистанция пути, локомотивное депо Смоленск, локомотивное депо
Брянск-2, эксплутационное вагонное депо Смоленск, эксплуатационное вагонное
депо Брянск.

Неоднократное
участие в подобных мероприятиях говорит о том, что Смоленское отделение
удерживает лидирующее положение среди остальных отделений Московской дороги по
основным производственным показателям.

Работа в рыночных условиях заставляет железнодорожников больше
внимания уделять срочности перевозок. Для повышения конкурентоспособности
железнодорожного транспорта всё планирование и регулирование эксплуатационной
работы осуществляется с учётом обеспечения необходимого качества транспортного
обслуживания.

Разрабатывая график движения и план формирования поездов,
устанавливая нормативы состава поезда, регулируя потоки гружёных и порожних
вагонов, руководство Московско-Смоленского
отделения дороги детально просчитывает, как то или иное решение отразится на качестве
перевозок. В существующих условиях, когда общий рост перевозок сочетается с их
значительной неравномерностью, обеспечить высокое качество транспортного
обслуживания одновременно с экономией эксплуатационных расходов можно лишь на
основе комплексного планирования и управления транспортными ресурсами, прежде
всего, пропускной и провозной способностью железных дорог.

Также
одной из важнейших проблем в железнодорожном транспорте является повышение
уровня комфортабельности и качества обслуживания. Россия пока что отстает от
европейского уровня, но, тем не менее, делает правильные шаги в этом
направлении. Этому есть подтверждение — создание электропоездов 4-го поколения
—  электропоезда пригородного сообщения ЭМ2И-001 «Московский» и
ЭМ4-001 «Спутник». Начиная с 1 января 2004 года запущено движение по
нескольким направлениям: Москва-Шереметьево, Москва -Мытищи и др.

Совокупный
эффект от реализации проекта для ОАО «РЖД» состоит в следующем:

— повышение
конкурентоспособности пригородных железнодорожных перевозок по сравнению с
альтернативными видами транспорта;

— повышение
скорости, комфортности, надежности и безопасности перевозок, что положительно
воздействует на экономику Москвы и Московской области и обеспечивает решение
социального вопроса улучшения транспортного обслуживания и занятости
трудоспособного населения;

— снижение
эксплуатационных затрат отрасли по пригородным пассажирским перевозкам.

Расчёты,
проведенные в МИИТе показали, что срок окупаемости данного проекта составляет
12%, при этом убыточность пригородных перевозок на участке Москва – Мытищи
сокращается с -71,2% до -6,5% за счет высокой доходности поездов тактового
графика, работающих рентабельно, и системы контроля пропуска пассажиров.

При
создании данной серии электропоездов использованы более 200 технических
новшеств, которые позволят повысить надежность, безопасность, скорость,
комфорт, экономическую эффективность пригородных пассажирских перевозок. В
новых поездах увеличена зона обзора в кабине машиниста. Лобовое и боковые
стекла снабжены электрообогревом с автоматическим регулированием температуры в
зависимости от погодных условий. Кабина оснащена современными приборами
безопасности движения, средствами диагностики, системой видеонаблюдения. При
создании пассажирского вагона использованы негорючие материалы и стеклопакеты
из бронестекла. Вагон оснащен улучшенными системами вентиляции, отопления,
оповещения и связи. Салон оборудован эргономичными креслами и биотуалетами. Средняя скорость таких поездов составляет 120 км/ч.

Развитие конкуренции на железнодорожном транспорте является важнейшим
фактором снижения транспортных расходов. Между тем специфика российских
железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за
размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов
на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с
другими видами транспорта, практически невозможно и конкуренция при перевозках
грузов по параллельным направлениям.

В связи с этим создание конкурентной среды возможно в основном за
счёт различий в условиях доставки грузов и пассажиров, предлагаемых разными
компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.

Рынок
диктует свои условия, подчас довольно жесткие. Компании, в значительной степени
контролируемой государством, вдвойне тяжело конкурировать — ведь ей приходится
удовлетворять как требованиям государства, так и запросам частных клиентов.

На сегодняшний день аэроэкспрессы курсируют по маршрутам Москва – Домодедово,
Москва – Внуково,
Москва –
Шереметьево (ст. Лобня).

Салоны
аэроэкспресса, оборудованы всем необходимым для комфортной поездки: индивидуальными
мягкими креслами, кондиционерами, бегущей строкой визуальной информации,
биотуалетами. В каждом вагоне установлено несколько телевизоров, по которым
транслируются фильмы.

Преимущество
интермодальных перевозок очевидно: они существенно экономят время
(терминалы находятся в центре города, недалеко от станций метро, время поездки
— 30 и 40 минут) и деньги. Билет на экспресс стоит 75-150 рублей. Также
предусмотрены абонементы на месяц. Пассажир не испытывает никаких проблем с
багажом: он сдает его на железнодорожном вокзале и получает по окончании
поездки в аэропорту назначения.

Поезда
сопровождается сотрудниками службы безопасности аэропорта. Расписание движения
поездов синхронизировано с расписанием вылетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.