содержание. 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10.
СТРУКТУРА ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЛЬСОВ
Все дефекты рельсов в классификации
кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового
обозначения:
— первая цифра кода
определяет группу дефектов по
месту появления дефекта по элементам сечения рельса (головка, шейка,
подошва, всё сечение);
— вторая цифра определяет тип
дефекта рельсов с учетом
основной причины его зарождения и развития;
— третья цифра указывает
на место расположения дефекта
по длине рельса.
Первые две цифры кода дефектов рельсов
отделяются от третьей цифры точкой.
Группа дефектов и
место их появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, все
сечение) определяются следующими цифрами (первый знак):
1 – трещины и выкрашивания металла на
поверхности катания головки рельса;
2 – поперечные трещины в головке рельса;
3 – продольные трещины в головке рельса и в зоне
перехода головки в шейку в стыке;
4 – пластические деформации (смятие),
вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и
короткие волны-рифли);
5 – дефекты и повреждения шейки рельса;
6 – дефекты и повреждения подошвы рельса;
7 – изломы рельса по всему сечению;
8 – изгибы рельса в вертикальной и
горизонтальной плоскостях;
9 – прочие дефекты и повреждения рельса, включая
коррозию подошвы и шейки, а также лишние отверстия в зоне накладок и
вдавленная маркировка в зоне стыка.
Тип дефекта рельсов,
определяемый основной причиной его зарождения и развития (второй знак),
обозначается следующими цифрами:
0 – дефекты, связанные с нарушениями технологии
изготовления рельсов;
1 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого
металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений
неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде
дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к
отказам рельсов после пропуска
гарантийного тоннажа (после окончания срока гарантии);
2 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого
металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений
неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде
дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к
отказам рельсов до пропуска
гарантийного тоннажа (в пределах срока гарантии);
3 – дефекты в зоне болтовых стыков, связанные с
повышенным динамическим воздействием колёс на путь, с нарушением требований
инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути; с нарушениями
технологии обработки болтовых отверстий и торцов рельсов металлургическими
комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями
путевого хозяйства дорог;
4 – дефекты, связанные с ненормативным
специфическим воздействием подвижного состава на рельсы и условиями
эксплуатации рельсов (боксование, юз, ползуны и др. ), в том числе из-за
нарушения режимов вождения поездов, из-за недостатков подвижного состава,
из-за нарушений норм текущего содержания пути;
5 – дефекты рельсов, полученные в результате
ненормативных механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса
о рельс и т
6 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с
недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных
стыков, приведшие к отказам рельсов после
пропуска гарантийного тоннажа;
7 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с
недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных
стыков, приведшие к отказам рельсов до
пропуска гарантийного тоннажа;
8 – дефекты, связанные с недостатками и
нарушениями технологии наплавки рельсов, приварки рельсовых соединителей и
другие дефекты;
9 – дефекты, вызванные коррозионной усталостью,
контроленепригодностью рельсов, и изломы без усталостных трещин.
Появление дефекта рельса часто
бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути
ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении типа
дефекта должна быть выявлена основная причина, с которой связано его
появление и развитие.
Цифровое обозначение места
расположения дефекта (третья
цифра в коде дефекта) принято
следующим:
0 — по всей длине рельса;
1 — в болтовом стыке на расстоянии 750 мм и
менее от торца рельса;
2 — вне болтового стыка на расстоянии более 750
мм от торца рельса;
3 — в сварном стыке, полученном элетроконтактной
сваркой;
4 — в сварном стыке, полученном алюминотермитной
сваркой.
Для сварного стыка, полученного
элетроконтактной сваркой рельсов после 2000 года, зона стыка определяется на
расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с
учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки и
термообработки после сварки, а зона разрушения сварных рельсов из-за
поджогов в подошве определяется на расстоянии 700 мм симметрично по 350 мм в
обе стороны от оси сварного шва расположением прижимных электродов-губок
контактной сварочной машины.
Для сварного стыка, полученного
алюминотермитной сваркой, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм
симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины
сварного шва и зон термического влияния от сварки.
Буква «Н», стоящая после цифрового кода
дефекта, указывает, что дефект взят в накладки.
В случае необходимости
отнесения дефекта к двум и более кодам допускается их обозначение с помощью
двух и более кодов через знак дроби. Например, излом рельса, который
произошел из-за образования поперечной трещины контактной усталости,
обозначается как 71. 2/21. 2,
а излом рельса, который произошел из-за образования продольной трещины в
головке — как 71. 2/31.
Для облегчения пользования настоящей инструкцией
и правильного определения дефектов в табл. 1 приведены в скобках прежние
обозначения дефектов по НТД/ЦП-1-93, если их обозначение изменилось, и
выделены обозначения новых дефектов.
Таблица 1. Структура классификации дефектов.
Элемент
профиля
№
г
р
у
п
п
ы
Тип
дефекта
(основная
причина
образова-
ния)
Наименова-
ние группы
дефектов
Наруше-
ния
тех-
нологии
изготов-
ления
рельсов
0
Недоста-
точная
прочность
(после
пропуска
гарантий-
ного
тоннажа)
1
Недоста-
точная
прочность,
(до
пропуска
гарантий-
ного
тоннажа)
2
Дефекты
в зоне болтовых стыков
3
Ненорма-
тивные
условия
эксплуа-
тации
рельсов
4
Ненорма-
тивное
механичес-
кое
воздействие на
рельсы
5
Дефекты
в зоне сварных стыков
(после пропуска гарантийного тоннажа)
6
Дефекты в зоне сварных стыков
(до пропуска гарантийного тоннажа)
7
Другие дефекты 8
Контроле-
непригод
ность, кор
розионная
усталость,
изломы
без уста-
лостных
трещин
9
Головка
1
Трещины и
выкрашивания
на поверхности
10. 1-2
11. 1-2
12. 1-2**
13. 1*
(17. 1)
14. 1-2
16. 3-4**
17. 3-4**
18. 1-2
19. 0-1-2**
2
Поперечные
трещины
20. 1-2
21. 1-2
22. 1-2**
24. 1-2
25. 1-2
26. 3-4
27. 3-4**
3
Продольные трещины в головке и в
зоне перехода головки в шейку
30. 1-2
(30Г. 1-2)
31. 1-2
(30В. 1-2)
33. 1*
(52. 1)
38. 1
4
Износ и смятие
40. 0
(40+49)
41. 0, 2
(41. 2 +43)
43. 1*
(41. 1+47. 1)
44. 0
46. 3-4
47. 3-4**
Шейка
5
Дефекты
в шейке
50. 1-2
53. 1
55. 1-2
(55+52. 2+53. 2)
56. 3-4
57. 3-4**
Подошва
6
Дефекты
в подошве
60. 1-2*
(60. 1-2+62. 1-2)
64. 1-2**
65. 1-2
66. 3-4
67. 3-4**
69. 1-2
Всё
сечение
7
Изломы
70. 1-2/20. 1-2,
70. 1-2/60. 1-2
71. 1-2/21. 1-2,
71. 1-2/31. 1-2
72. 1-2/22. 1-2
73. 1/33. 1,
73. 1/53. 1
74. 1-2/24. 1-2,
74. 1-2/64. 1-2
75. 1-2/25. 1-2,
75. 1-2/55. 1-2,
75. 1-2/65. 1-2
76. 3-4/26. 3-4,
76. 3-4/56. 3-4,
76. 3-4/66. 3-4
77. 3-4/27. 3-4,**
77. 3-4/57. 3-4,
77. 3-4/67. 3-4
79. 1-2/69. 1-2
Всё
сечение
8
Изгибы
85. 1-2
86. 3-4
Любой
9
Прочие
98. 0,1,2,3,4
99. 1, 2, 3, 4
* — смена кода дефекта (в скобках указан старый код дефекта по
НТДЦП-1-93); ** — новый
дефект