Какая группа причин наиболее опасная с точки зрения человеческого фактора сдо ржд

Проблема снижения травматизма чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания. Как показывает практика, для того чтобы предупредить и предотвратить травмирование работников, необходимо разобраться в причинах, приведших к травме. В данной статье мы рассмотрим несколько основных причин травмирования работников.

Человеческий фактор в охране труда

По данным статистики, в двух из трех несчастных случаев главным виновником является не техника, не технологический процесс, а сам работник, который по тем или иным причинам не соблюдал правила безопасности, нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.

Возникает принципиально важный вопрос: почему люди столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь если человек психически здоров, то он не будет стремиться к травме. Такие случаи происходят либо по не зависящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно прежде всего выявить эти побудители и по возможности уменьшить их воздействие.

Причины опасных действий

В чем же состоят причины неправильных, ошибочных действий человека? Это могут быть чисто субъективные факторы: отсутствие у человека необходимых для данной работы качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и пр. Внутренние факторы могут порождаться и внешними обстоятельствами. Например, внешние физические воздействия, начиная с тех, которые вытекают из условий труда, и вплоть до космических явлений (магнитных бурь, фаз Луны и т. ), могут сказываться на внутреннем состоянии человека и быть первопричиной несчастных случаев. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие как психологический климат в коллективе, принятая система стимулирования труда, условия жизни. Таким образом, выявить и предупредить причины сбоев, ошибок, преднамеренных и случайных опасных действий человека оказывается задачей высокой неопределенности и сложности.

Любое опасное действие может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки может быть результатом недостатка профессиональных знаний, или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки.

Все многообразие непосредственных причин опасных действий можно свести к 4 группам (классам) причин:

Не умеет, т. работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями, не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.

Не хочет, т. работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.

Не может – работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение и желание, допускает опасное действие.

Читайте также:  Личная мотивация сдо ржд ответы

Не обеспечен – работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями: инструментами, материалами, приборами, информацией и т.

Первые 3 группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины можно именовать человеческим фактором.

Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, это производственная среда, в которой протекает деятельность работника.

Все 4 выделенные группы непосредственных причин опасных действий это, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня, который необходимо отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.

Можно даже классифицировать непосредственные и организационные причины опасных действий работников (см. таблицу).

Классы причин
Непосредственные причины
Причины более высоких уровней (организационные причины)

А. Не умеет
Не владеет необходимыми (для данной профессии, работы) профессиональными знаниями. Не владеет специальными методами, приемами, навыками. Не способен к обучению, самообучению, запоминанию
Неэффективная система обучения, инст-
руктажа, тренировок, контроля знаний и умений. Неэффективная система профессиональ-
ного отбора

Б. Не хочет
Негативная установка на выполнение требований безопасности. Недобросовестность. Безответственность. Недисциплинированность. Пассивность. Предрасположенность к риску. Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности
Неэффективная система профессиональ-
ного отбора. Неэффективная система стимулирова-
ния. Неэффективная система пропаганды, во-
спитания. Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье). Неэффективная (по критериям безопас-
ности) система организации и оплаты труда. Низкая культура производства

В. Не может
Временное или хроническое недомогание, усталость, нервный срыв и т. Эмоциональная неустойчивость. Импульсивность. Боязнь. Растренированность. Рассеянность. Алкогольное (наркотическое) опьянение. Физическая слабость. Замедленность психомоторных реакций. Недостатки зрения. Неразвитый глазомер. Дальтонизм. Тугоухость. Неспособность дифференцировать звуки. Слабая память. Слабое оперативное мышление
Неэффективная система профессиональ-
ного отбора. Неэффективная система лечебно-профи-
лактических и реабилитационных меро-
приятий. Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)

Г. Не обеспечен
Необеспеченность инструментами, мате-
риалами и другими средствами. Несоответствие условий на рабочем месте санитарно-гигиеническим требованиям. Недостаток времени. Необеспечение информацией об обстановке на рабочем месте, опасностях предстоящей работы и т. Неудовлетворительная организация тру-
да. Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест. Неэффективная система обеспечения оперативной информацией

Очень важно учитывать эти причины при проведении идентификации опасностей на рабочих местах и разработке предупреждающих действий.

Основываясь на приведенных выше суждениях, можно дать определение понятию «безопасный труд».

безопасный труд – это деятельность, при которой обеспечиваются безопасные условия труда, работник целесообразно и безопасно действует как при выполнении рабочих операций, так и при возникновении опасных ситуаций; физическое и психическое состояние работника соответствует норме.

Читайте также:  Требования охраны труда при производстве работ ржд сдо

Очевидно, что для безопасного труда рассмотренные выше 4 группы причин опасных действий работников (не умеет; не хочет; не может; не обеспечен) должны быть устранены.

Тогда формулу необходимых и достаточных условий для безопасного труда конкретного работника можно представить в следующем виде:

Безопасный труд работника = 1. Умеет + 2. Хочет + 3. Может + 4. Обеспечен.

В свою очередь:

Умеет: обладает профессиональными знаниями + владеет соответствующими профессии (должности, выполняемой работе) навыками, методами, приемами, способами.

Хочет: выработана психологическая установка на выполнение требований безопасности + сформирована положительная мотивация.

Может: способен физически + в состоянии психически.

Обеспечен: санитарно-гигиенические и материально-технические условия труда соответствуют требованиям охраны труда и научной организации труда.

Первые 3 элемента в своем единстве – это то, что можно назвать «человеческим фактором» поведения работника.

Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности

Если для оценки квалификации работника и его состояния имеются четкие показатели, то по каким критериям можно оценить (с позиций безопасности) поведение работника?

Практика показывает, что поведение (действия) работника можно характеризовать как безопасное, если он:

– работу (задания, операции) выполняет согласно технологи-
ческому регламенту с соблюдением требований безопасности;

– при опасных ситуациях (несчастном случае, инциденте, аварии и др. ) действует уверенно, в установленном порядке;

– как на рабочем месте, так и вне его соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.

Основой поведения человека является мотивация.

мотивация – система факторов, которая включает потребности, цели, намерения, ценности, установки, отношения (к себе и окружающим), интересы и др.

Важную роль в формировании мотивации играют потребности и психологические установки.

потребность – состояние, при котором человек ощущает нужду в чем-то или в ком-то.

Психологические установки – это готовность, предрасположен-
ность к определенным действиям.

В трудовой деятельности у работника может преобладать одна из следующих установок:

– установка на получение выгоды – приоритетным для работника является вознаграждение за труд (заработать как можно больше);

– установка на безопасность. Работник уверен, что сохранение своей жизни и здоровья превыше всего, что для этого необходимо выполнять требования безопасности, избегать опасных ситуаций, быть предельно бдительным и т

– установка на экономию сил, удобство: работник выбирает более легкий способ выполнения задания, избегает тяжелых работ, не напрягается;

– установка на получение удовлетворения от процесса труда, от его результата (это так называемые «трудоголики»);

– установка действовать так, как это принято в данной группе, коллективе («не высовываться»).

В реальности названные установки могут присутствовать у работника в любом сочетании и при определенных обстоятельствах конфликтовать между собою, порождая сомнения, неуверенность, напряженность.

Читайте также:  Грузоотправитель это ржд сдо

С точки зрения охраны труда наиболее драматичен конфликт между установками на выгоду и на безопасность, что характерно при сдельной оплате труда и довольно часто приводит к получению травм работником.

Поэтому одной из основных задач служб охраны труда, руководителей и специалистов предприятий должно являться формирование у работника всеми возможными путями и средствами установки на безопасность, чтобы минимизировать «человеческий фактор».

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т. условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям по охране труда (ст. 226 ТК).

наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т. контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками (ст. 226 ТК).

работник обязан соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях (ст. 232 ТК).

работник обязан выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 232 ТК).

работник обязан использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя (ст. 232 ТК).

работник обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья (ст. 232 ТК).

работник обязан немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения (ст. 232 ТК).

Александр Жук, начальник службы охраны труда ОАО «Управлениее механизации № 12», специалист по охране труда

Дайте определение понятию «Человеческий фактор» (выберите один вариант ответа)

Совокупность индивидуальных качеств и свойств человека, как звена сложной технической системы, которые проявляются в конкретных условиях функционирования и оказывают влияние на параметры ее надежности.

Совокупность индивидуальных качеств и свойств человека, которые проявляются в конкретных условиях функционирования и оказывают влияние на параметры ее надежности;

Совокупность индивидуальных качеств человека, как звена сложной технической системы, которые проявляются в конкретных условиях функционирования и оказывают влияние на параметры ее надежности;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *