Какие виды планов перевозки грузов существуют ржд сдо

В сфере грузоперевозок одно из важнейших направлений занимает транспортная логистика — система организации доставок с учетом особенностей транспорта, его грузоподъемности, вместимости, расхода топлива, скорости передвижения и прочих параметров. Суть транспортной логистики — организовать поставки таким образом, чтобы грузы приходили получателям точно в срок и в нужном объеме — без лишней бюрократии и задержек с одной стороны, и без лишних денежных расходов — с другой.

СИСТЕМА ПЛАНОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Основой организации всей производственно-хозяйственной и экономической деятельности любого предприятия является планирование, как один из основных элементов управления деятельностью предприятия.

Главные функции управления (задачи планирования):

Исследование рынка транспортной продукции и формирование количественных оценок потребностей в транспортной продукции и возможностей железных дорог удовлетворить эти потребности.

Формирование цели деятельности на определенный период и координация работы всех производственных структур для достижения этих целей.

На ж. транспорте различают следующие виды планов (во временном аспекте):

— годовые (текущие);

— оперативные (квартальные, месячные).

К перспективным планам относятся планы за период более 1 года. Для любой системы увеличение горизонта планирования является нежелательным. Выбор горизонта зависит от возможности получения достоверной информации.

Необходимость разработки перспективных планов вызывается тем, что осуществление крупных реконструктивных мероприятий на ж. транспорте (строительство новых магистральных линий, строительство путей, создание других технических средств) требует длительного времени и должно быть комплексно увязано с деятельностью других отраслей народного хозяйства.

Годовые планы (текущие) определяют конкретную программу деятельности на год. Они разрабатываются с учетом конкретно сложившихся условий для работы транспорта в планируемом году. Годовые планы разрабатываются по более широкому кругу показателей, чем перспективные и охватывают все стороны деятельности ж. транспорта.

К оперативным планам относятся квартальные и месячные. Необходимость разработки оперативных планов обусловлена тем, что в процессе исполнения годового плана могут возникать изменения внешних условий в отличие от годового прогноза может измениться потребность в перевозках в связи с изменением урожайности сх культур. Это, как правило, организация работы подвижного состава (оперативные планы).

Кроме временного аспекта существует территориальный аспект планирования. Общие планы ОАО РЖД конкретизируются в планах деятельности территориальных подразделений дорог и отделений и структурных подразделений входящих в состав территориальных.

Структура транспортного плана — система, состоящая из отдельных взаимосвязанных между собой частей и разделов: 1. План эксплуатационной деятельности железных дорог (как для сети в целом, так и для отдельной дороги). План работы дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». План капитального ремонта основных средств. План капитальных вложений и нового строительства (инвестиционный план). План научно-исследовательских работ и развития новой техники. План материально-технического обеспечения. План по труду и заработной плате. Сводный финансовый план (бюджеты).

План эксплуатационной деятельности железных дорог включает в себя следующие разделы: а) План перевозок грузов и пассажиров. б) План работы подвижного состава. в) План эксплуатационных расходов.

Планирование грузовых перевозок подразделяется на перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное (стратегическое) планированиевключает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры.

Текущее планированиепроводится на год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам ПС: коэффициент выпуска и использования парка АТС; автомобиледни в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии, расход топлива и ГСМ; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование— это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологии и т. Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

− расчет провозных возможностей АТО;

− расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

− составление почасовых графиков работы ПС;

− составление плана работ по клиентуре;

− расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

− составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Особенности задач оптимизации на транспорте. Широкое использование методов оптимизации на AT неразрывно связано с развитием средств вычислительной техники, которая позволяет находить оптимальные решения в оперативном режиме, с учетом быстро меняющейся обстановки. Объективная предпосылка использования методов оптимального планирования перевозок заключается в том, что все задачи перевозочного процесса — задачи с экстремумом, причем определение наилучших решений вызывается условиями дефицитности, ограниченности заданных ресурсов.

Таким образом, выбор оптимального варианта — очередной, закономерный этап более высокой организации планирования и управления AT.

Основные методы оптимального планирования грузовых автомобильных перевозок. Взависимости от решаемой задачи в практике планирования перевозок для получения оптимальных решений применяют различные математические методы. В связи с тем, что в качестве критерия оптимальности, как правило, используют экономические показатели, часто такие методы носят название экономико-математических. Классификация основных методов, применяемых при оптимизационном планировании перевозок, представлена на рис.

Линейное программирование — это математическая дисциплина, с помощью которой выполняется анализ и решение экстремальных задач с линейными связями и ограничениями. Здесь термин «программирование» является синонимом термина «планирование», т. подразумевается составление плана оптимального решения задачи.

Какие виды планов перевозки грузов существуют ржд сдо

Таким образом, экономическое содержание задач линейного программирования — отыскание

Рис. Методы планирования перевозок

наилучших способов использования наличных ресурсов, когда условия задачи выражаются системой линейных уравнений (равенств или неравенств), содержащих неизвестные только первой степени. Многие задачи планирования грузовых автоперевозок имеют именно такое содержание. Например, закрепление грузополучателей (ГПП) за грузоотправителями (ГОП), распределение автомобилей по объектам и маршрутам и т.

Для любых задач линейного программирования характерны следующие три условия:

− наличие системы взаимосвязанных факторов;

− строгое определение критерия оптимальности;

− точная формулировка условий, ограничивающих использование наличных ресурсов.

В линейном программировании имеются различные методы решения соответствующих планово-экономических задач. Если имеются всего две переменные, может быть использован графический метод решения. Однако на практике для решения подавляющего большинства задач используются специальные эвристические алгоритмы, основные из которых будут рассмотрены ниже.

К математическому программированию относятся также и методы нелинейного программирования. Соответствующие задачи в этом случае описываются нелинейными уравнениями.

Железнодорожный транспорт позволяет перевозить большие партии грузов на значительные расстояния. Состав может формироваться, как из идентичных товаров, так и включать в себя штучные, насыпные, жидкие грузы. Чтобы упорядочить движение, разработан комплекс мер по организации железнодорожных перевозок, включающих в себя:

  • планирование перевозок;
  • правила выполнения погрузоразгрузочных работ;
  • правила коммуникаций — движения информации;
  • непосредственные перевозки;
  • документальное обеспечение перевозок;
  • отдельные требования к перевозкам различных грузов.

Участники процесса перевозок выполняют функции в зависимости от вида железнодорожных перевозок и своей роли, согласно утверждённых регламентов.

Участники процесса железнодорожных перевозок

Компании, принимающие участие в организации железнодорожных перевозок, различаются по форме и видам выполняемых функций.

  • ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – главный оператор железнодорожного сообщения в РФ. Именно РЖД формирует политику в области перевозок и является основным владельцем дорожной инфраструктуры и средств доставки. РЖД выполняет функции управления, диспетчеризации и развития сети железных дорог.
  • Региональные управления железной дороги, например «Восточно-Сибирская железная дорога», «Забайкальская железная дорога»», «Приволжская железная дорога» — участвуют, как отдельные субъекты железнодорожных перевозок.
  • Владельцы подвижного состава – вагонов, цистерн, платформ – как частные, так и государственные компании.
  • Владельцы локальной дорожной инфраструктуры – подъездных путей и железнодорожным станциям, железнодорожных тупиков на предприятиях и складских комплексах.
  • Логистические компании – занимающиеся комплексной организацией железнодорожных перевозок – подготовкой документов, коммуникацией с владельцами подвижного состава, ж/д станциями и локальными операми пути.

Законодателем и регулятором отношений между участниками организации железнодорожных перевозок является ОАО «РЖД».

Планирование перевозок

Планирование перевозок осуществляется по принципу «снизу-вверх» — т. компании, которым требуется перевезти груз, формируют заявки и направляют их в региональные управления железной дороги. Несмотря на кажущуюся банальность, процесс формирования плана перевозок подчинён определённым правилам.

Существует два вида железнодорожных перевозок:

  • регулярные – движение груза организованно по установленным, маршруту и расписанию;
  • периодические – перевозка организованна на основании сформированных заявок.

Регулярное движение осуществляются на основании договора с участниками перевозки, договор может быть многосторонним – подписанным двумя и более, заинтересованными лицами. Периодические перевозки осуществляться на основании договоров и заявок, поданных в региональное управление железной дороги. Грузоотправитель обязан подать заявку на перевозку не позднее 10 дней при внутренней перевозке и 15 дней при экспортной. Подавая заявку необходимо понимать, что выделение подвижного состава, подача под загрузку, а затем на ж/д станцию заявкой не предусматривается. Традиционно, компании нуждающиеся в грузовых перевозках по железной дороге, формируют план отправления грузов заранее, на определённый период. Собранные заявки региональные отделения, передают в центральный офис РЖД, для планирования графика движения грузовых и пассажирских поездов.

Погрузоразгрузочные работы на железной дороге

Погрузоразгрузочные работы выполняются в специально оборудованных местах.

Оборудование места погрузки и разгрузки зависит от типа груза и может быть:

  • наливным терминалом;
  • площадкой для сыпучих грузов, перевозимых навалом;
  • площадкой рампового типа, для штучного и фасованного груза.

Погрузоразгрузочные работы выполняются на складских комплексах при железнодорожных станциях, а также на тупиках предприятий и складов. Место проведения работ должно быть оборудовано средствами механизации. Организации, принимающие и отправляющие груз должны иметь обученный и аттестованный персонал.

Коммуникации при железнодорожных перевозках

Организация железнодорожных перевозок невозможна без упорядоченного движения информации. Кроме передачи информации на этапе планирования, участники перевозок обмениваются сообщения по пути следовании, а также по прибытии груза. Так, станция должна сообщить грузополучателю о прибытии груза в тот же день, но не позднее 12 часов следующего, после прибытия груза, дня. Грузополучатель должен забрать груз со станции в течение суток после получения информации о прибытии груза. При выявлении несоответствия в целостности вагона и пломб, грузополучатель должен уведомить станцию прибытия в течение 24 часов письменно. Все сообщения передаются посредством стандартных средств связи и фиксируются в специальных журналах с указанием даты, времени, содержания и ФИО должностного лица передавшего и принявшего сообщение.

Перевозка грузов по железной дороге

В зависимости от вида железнодорожного сообщения, перевозки дифференцируются, на:

  • местные – в пределах региональной железной дороги;
  • ввоз – прибытие грузов с других дорог;
  • вывоз – отправлен е грузов на другие дороги;
  • транзит – провоз по региональным путям сообщения груза следующего из одного региона в другой.

В зависимости от расстояния и состава эшелона, применяются различные типы локомотивов:

  • на электрической тяге;
  • дизельные.

Для локального перемещения грузов применяются маневровые локомотивы. При перевозке вагонов в сборном составе, на узловых станциях проводят формирование новых составов в зависимости от направления следования. Документы сопровождающие груз находятся у машиниста локомотива.

Документальное обеспечение перевозки

Неотъемлемой частью организации железнодорожных перевозок является документация. Содержание и форма многих документов утверждена на уровне РЖД и не подлежит корректировке или отклонениям при заполнении. Основным документом сопровождающим груз по пути следования, является грузовая железнодорожная накладная – её форма и содержание строго регламентированы. Также в комплект документов сопровождающих груз входит счёт-фактура, сертификаты подтверждающие соответствие груза нормативным требованиям. Перечень документов может быть значительно расширен за счёт договорных условий. Оформляют документы сопровождающие груз специально обученные сотрудники, в случае обнаружения несоответствия по пути следования вагон может быть остановлен до выяснения обстоятельств.

Специальные условия перевозок

В случае организации железнодорожных перевозок опасных грузов, должна применяться специальная тара и подвижной состав. Требования к перевозке опасных грузов определены в «Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам (введены в действие на 15 заседании СЖТ СНГ) (с изменениями на 20 октября 2017 года). Грузы должны быть замаркированы согласно ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».

Все новости в telegram

Принципы транспортной логистики

Главный принцип логистики (и в особенности — ее транспортной отрасли) — оптимизация расходов. Так, доставка должна обходиться дешево, и приносить максимум прибыли — при сохранении конкурентных преимуществ компании-грузоперевозчика. Значение имеют и другие основополагающие принципы:

  • максимальное использование грузоподъемности подвижных составов (транспорт не должен работать «вхолостую» и перемещаться от одного пункта в другой полупустым);
  • сокращение до минимума количества перевалочных баз (складское хранение, погрузка и разгрузка стоят недешево, и самой идеальной доставкой является прямая перевозка от поставщика к потребителю — без участия склада);
  • достижение кратности транспортируемых партий — с учетом вместимости транспорта и размеров упаковочной тары;
  • концентрация грузоперевозок на отдельных направлениях — наиболее прибыльных и экономных;
  • достижение экономии от масштаба и дальности перевозок.

Логистика транспортных перевозок должна быть организована таким образом, чтобы количество выездов (ходок) было минимальным — при оптимальной загруженности транспорта. Составление маршрутов и правильный выбор скоростного режима также помогают оптимизировать процесс однократных и многократных перевозок.

Задачи, решаемые транспортной логистикой

С учетом глобализации, компании-грузоперевозчики не могут не использовать возможности транспортной логистики. Иногда только за счет нее и удается получить ожидаемые прибыли, и не понести финансовые убытки. Основные задачи транспортной логистики это:

  • составление основных и запасных маршрутов движения транспорта;
  • организация транспортных систем с отдельными цепями и «коридорами»;
  • совместное планирование грузоперевозок с поставщиками и складскими комплексами;
  • подбор транспортных средств, оптимально подходящих для тех или иных грузовых партий.

При составлении логистической программы значение имеет все: состояние дорог на пути следования, риски возникновения пробок на отдельных участках пути, климатические условия местности, максимальная скорость передвижения и т. Все данные нужно не только отслеживать, но и корректировать, зачастую — в режиме реального времени. Поэтому организация транспортной логистики — это целая наука, и доверять ее стоит только профильным специалистам!

Какие еще существуют виды логистики?

Помимо транспортного, существует целый ряд логистических направлений, которые могут работать порознь или в комплексе друг с другом. К ним относят следующие виды логистики:

  • закупочную;
  • производственную;
  • складскую;
  • сервисную;
  • распределительную;
  • информационную;
  • финансовую;
  • таможенную;

Также существует логистика запасов, посвященная концентрации грузов на складах, с последующим распределением между потребителями — от наиболее до наименее нуждающихся. Транспортная логистика занимает свою нишу среди выше перечисленных отраслей, и является одной из фундаментальных. Ведь без грузового транспорта перевозку продукции невозможно себе представить в принципе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *