Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Типы стрелочных переводов

Как правило, для соединения путей должны применять наиболее простые по устройству стрелочные переводы. Однако различные условия эксплуатации были причиной того, что на сети железных дорог появились стрелочные переводы, отличающиеся по конструкции и имеющие разные очертания в плане.

Имеются три основных типа стрелочных переводов:

  • одиночные;
  • двойные;
  • перекрестные.

1) Одиночные стрелочные переводы соединяют два пути в один. Они в свою очередь подразделяются на:

  • обыкновенные, у которых один путь прямой, а второй ответвляется вправо или влево (правосторонний или левосторонний перевод);
  • симметричные и несимметричные – криволинейные.

2) Двойные стрелочные переводы изготавливаются по индивидуальным проектам для соединения трех путей в один в особо стесненных местах.

3) Перекрестные стрелочные переводы представляют собой комбинацию из одного правостороннего и одного левостороннего переводов.

Теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из типов стрелочного перевода.

Обыкновенный одиночный стрелочный переводприменяют при отклонении бокового пути от прямолинейного основного пути. Такие переводы, как правило, укладывают на главных и приемо-отправочных путях и они имеют наибольшее распространение на сети железных дорог (составляют 95% общего числа стрелочных переводов на станционных путях всех категорий);

Несимметричный – криволинейный стрелочный перевод применяют в стесненных условиях проектирования, когда отклонение двух соединяемых путей от основного прямолинейного направления в одну сторону нельзя осуществить обыкновенным переводом, может быть односторонним и разносторонним;

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рисунок 15 – Обыкновенный одиночный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11

Рисунок 16 – Одиночные не симметричные стрелочные переводы: а – односторонний; б – разносторонний

Симметричный стрелочный перевод применяют при разветвлении основного прямолинейного пути на два, например, на территории локомотивного и вагонного хозяйств, грузовых дворов, а также при проектировании сортировочных парков. Допускается также укладывать симметричные стрелочные переводы при переустройстве станций в стесненных местах, когда необходимо максимально сократить горловину приемо-отправочных парков. Применение симметричных переводов позволяет сократить длину соединений вследствие того, что эти переводы благодаря меньшему углу поворота на переводной кривой могут иметь при радиусе переводной кривой той же величины, что и в обыкновенном переводе, меньшую длину этой кривой, более крутую марку крестовины и вследствие этого меньшую ее длину. Длина симметричного перевода по сравнению с обыкновенным короче примерно на 8– 11 м;

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рисунок 17 – Симметричный стрелочный перевод типа Р50 марки 1/6

Двойной симметричный и несимметричный стрелочный перевод разветвляет основной путь на три направления и его применяют в особо стесненных местах станции, когда последовательная укладка двух обыкновенных переводов невозможна ;

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рисунок 18 – Двойные стрелочные переводы: а – несимметричный односторонний; б – несимметричный разносторонний; в – симметричный

При пересечении путей, когда не требуется переход подвижного состава с одного пути на другой, устраивают глухие пересечения.

На наших дорогах глухие пересечения рельсовых путей применяются только на станциях и промышленно-заводских путях, в других странах, например в США, и на перегонах.

Глухие пересечения разделяют на две основные группы:

  • прямоугольные;
  • косоугольные.

Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями: назна­чение, составные элементы верхнего строения железнодорожного пути (балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения, мостовые и переводные брусья) и опознать их на полигоне.

Вычертить на миллиметровой бумаге основные части стрелочного перевода.

Название и цель практического занятия.

Чертеж основных элементов стрелочного перевода.

Ответы на контрольные вопросы.

Перечислите состав верхнего строения железнодорожного пути.

Дайте определение понятию «Балластный слой», «Рельс», «Шпала»,«Стрелочный перевод». Что такое марка крестовины и как ее можно определить?

Укажите назначение следующих элементов стрелочного пере­вода: «Рамный рельс», «Остряк», «Усовик», «Контррельс», «Сердечник крестовины».

Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Два последовательно расположенных съезда

По конструкции съезды подразделяются на одиночные и двойные перекрёстные.

Одиночный съезд состоит из двух стрелочных переводов и соединяющего их пути.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Двойной перекрёстный съезд

Двойной перекрёстный съезд состоит из четырёх стрелочных переводов и глухого пересечения соединительных путей и является объединением двух съездов противоположных направлений, совмещённых в пространстве.

Пошёрстный и противошёрстный съездыПравить

Так же, как и для стрелочных переводов, различают пошёрстное и противошёрстное направления движения по съезду: по противошёрстному съезду подвижной состав отклониться может, а по пошёрстному — нет. Для правостороннего движения по двухпутной линии пошёрстный съезд имеет в плане форму буквы «И», а противошёрстный — буквы «N».

Противошёрстные съезды представляют потенциальную опасность схода с рельсов или столкновения поездов в случае неисправности (например, противошёрстного взреза стрелки). Сход с последующим разворотом вагона поперёк пути послужил одним из факторов, усугубивших тяжесть железнодорожной катастрофы под Эшеде. Также из-за неверно переведенной стрелки противошёрстного съезда произошло крушение на станции Купавна. Поэтому количество противошёрстных съездов на двухпутных линиях стараются сводить к минимуму, а места их расположения тщательно выбираются.

Виды стрелочных переводов

Все стрелочные переводы можно разделить на три вида: одиночные, двой­ные и перекрестные. Одиночные стрелочные переводы соединяют два пути в один. Одиночные стрелочные переводы подразделяются на обыкновенные, симметричные и несимметричные (рис. 105). Одиночные обыкновенные стре­лочные переводы (рис. 105, а) составляют более 90 % от всех переводов, лежащих в сети.

Симметричные стрелочные переводы (рис. 105, г) применяются в тех слу­чаях, когда можно обойтись без основного прямолинейного пути, но требуют­ся высокие скорости движения на разветвляющихся путях. У симметричных стрелочных переводов, угол отклонения пути от прямолинейного направле­ния равен половине угла крестовины, а радиус переводной кривой вдвое боль­ше, это позволяет обеспечивать более высокие скорости движения по ответв­ляющимся путям. Симметричные переводы марок 1/11 и 1/9 применяются на приемо-отправочных путях. В сортировочном парке применяются стрелочные переводы марки 1/6. Симметричные стрелочные переводы применяются также на путях локомотивного, вагонного и грузового хозяйства станции.

Несимметричные — криволинейные (односторонние и разносторонние) стрелочные переводы (рис. 105, бив) укладываются лишь при неблагопри­ятном плане станционных путей в кривых участках пути.

Двойные (тройниковые) стрелочные переводы позволяют соединить три пути в один или разветвлять один путь на три. Двойные стрелочные перево­ды сложны по конструкции, изготовлению и эксплуатации, менее надежны, чем одиночные, поэтому вновь не укладываются.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Используя перекрестные стрелочные переводы (рис. 106), осуществля­ют движение поездов по четырем направлениям: с 1 на 2; с 1 на 4; с 3 на 2 и с 3 на 4. Такой перевод заменяет собой два обыкновенных. При этом длина перекрестного перевода почти в два раза меньше длины, занимаемой двумя

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

обыкновенными переводами. Поэтому такие стрелочные переводы выгодны в стесненных условиях, особенно на пассажирских станциях. Недостатком таких стрелочных переводов является сложность конструкции и необходи­мость ограничения скорости движения по ним. Кроме того, при неподвиж­ных сердечниках тупых крестовин не полностью перекрывается контррельса­ми их вредное пространство, что может вызвать сход подвижного состава. Перекрестный стрелочный перевод состоит из двух острых крестовин с кон­тррельсами, двух тупых крестовин с контррельсами, четырех пар остряков, соединительных рельсов и переводных брусьев.

Стрелочные переводы различаются в зависимости от марки крестовины. Применяются следующие марки стрелочных переводов: 1/22, 1/18, 1/11, 1/9, 1/6. Согласно ПТЭ на железных дорогах применяют переводы следующих марок:

— на главных путях и приемо-отправочных пассажирских — не круче 1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением пере­ крестных, — не круче 1/9;

— на приемо-отправочных путях грузового движения — не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6;

На главных путях станций, где предусмотрен пропуск пассажирских по­ездов со скоростями 140—200 км/ч, должны укладываться стрелочные пере­воды типа Р65 марки 1/11, с гибкими остряками и крестовиной с непрерыв­ной поверхностью катания.

Стрелочные переводы марки 1/18 и 1/22 допускается предусматривать в трудных условиях в порядке исключения по согласованию с ОАО «РЖД» (при разветвлении главного пути и в путепроводных развязках).

Тип рельсов стрелочных переводов зависит от типа рельсов тех путей, на которых уложены стрелочные переводы. Чаще всего они совпадают. Вы­пускают стрелочные переводы рельсов Р-65, марки 1/11, рельсов Р-65 марки 1/9, рельсов Р-50 марки 1/11 и т.

Выпускаются стрелочные переводы правые и левые. Стрелочный перевод счи­тается правым, если по нему подвижной состав поворачивает направо от основ­ного пути, левым — если поворот подвижного состава происходит налево.

В зависимости от того, как происходит движение по стрелочному пере­воду, различают противошерстные и пошерстные стрелочные переводы. Это означает, что один и тот же стрелочный перевод может быть и пошерстным и противошерстным. Если движение происходит в остряки, стрелочный пе­ревод — противошерстный, если в крестовину — пошерстный.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Пересечения и соединения рельсов чаще всего снабжены специальными устройствами, которые лежат на железобетонных или деревянных переводных брусьях, отличающихся по длине от любых шпал, а в остальном им аналогичных. Это стрелочные переводы, существующие для того, чтобы изменять путь поезда, переведя его ход с одной железнодорожной ветки на другую.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Классификация

Места переводов при пересечении или соединении рельсов можно классифицировать по расположению и по количеству, по типу рельсов, по конструкции и маркам крестовин. Это могут быть одиночные стрелочные переводы, а также перекрёстные, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей, если рассматривать с точки зрения количества и расположения. Обыкновенные стрелки состоят из двух рельсов (рамных), двух комплектов корневого устройства, двух остряков, одного комплекта самого переводного механизма, стрелочных тяг, упорных и опорных устройств, а также более мелких деталей.

Стрелочные переводы отличаются друг от друга и рамными рельсами, и остряками, и конструкциями переводных устройств, и креплениями рамных рельсов. Могут быть и разнообразные второстепенные отличия: поперечные связи между рамными рельсами и остряками, конструкция упорного устройства, также различными могут быть и специальные стрелочные подкладки. Устройство стрелочного перевода теснейшим образом связано с размерами колёсных пар и конструкцией подвижного состава.

Стальная ось колёсной пары наглухо держит колёса с направляющими гребнями, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Все элементы стрелочного перевода рассчитаны на взаимодействие с определённых размеров колёсными парами.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Подразделения

Переходит на другой путь подвижной состав посредством специального устройства, которое пересекает и соединяет пути по верхнему их строению. Пересечение путей осуществляется глухими пересечениями, а соединить их помогают стрелочные переводы. Таким образом создаются соединения, которые называются стрелочными съездами и улицами. Типы стрелочных переводов:

  • одиночные;
  • двойные;
  • перекрёстные.

Одиночные подразделяются, в свою очередь, на:

  • обыкновенные;
  • симметричные;
  • несимметричные.

Также соединяющий два пути перевод может быть лево- и правосторонним, и применяется в том случае, если боковой путь отклоняется в какую-либо сторону от прямолинейного. Это самый распространённый вид перевода.

Состав

Основные стрелочные переводы состоят из собственно стрелки, крестовины с контррельсами, соединительной части, которая расположена между ними, и переводных брусьев. Стрелку составляют два рамных рельса, переводной механизм и два остряка, с помощью которых подвижной состав меняет направление на боковой или на прямой путь.

Остряки соединяются поперечными тягами, которые подводят нужный плотно к рамному рельсу, а другой одновременно отодвигается от параллельного рамного рельса как раз на то расстояние, которое необходимо для прохода гребней колёс. Неисправности стрелочного перевода практически всегда приводят к аварии. Например, при изломе сердечника, повреждении усовика или контррельса пользоваться стрелкой категорически воспрещено.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Функции

Все типы стрелочных переводов переводят остряки по-разному, но принцип всегда один. Специальные стрелочные приводы осуществляют этот переход через одну тягу, но если стрелочный перевод пологий — с длинными остряками, то через две и более тяги.

Запирающим устройством остряки фиксируются в новом положении, и плотное прилегание их им же и контролируется. Толстый конец остряка называют корнем, а тонкий — остриём. Крепление корня и обеспечивает все повороты остряков по плоскости, а также соединяет их с примыкающими рельсами.

Терминология

Крестовину составляют два усовика, сердечник и желоба, именно она отвечает за пересечение рельсовых головок гребнем колёс, а контррельсы одновременно направляют эти гребни в нужные желоба, чтобы колёсная пара гладко прошла крестовину.

У крестовины есть даже собственный математический центр — в точке пересечения рабочих граней на сердечнике. Самое узкое её место называется горлом крестовины, которое находится между усовиками. А угол между рабочими гранями сердечника — углом крестовины. Так проектируется основной стрелочный перевод, схема которого представлена на иллюстрации ниже.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Крестовина

Самый важный из параметров — марка крестовины. Железные дороги России широко применяют усиленную конструкцию стрелочного перевода — с литой, марки 1. 11, крестовиной и гибкими остряками. Эти проекты стрелочных переводов гарантируют продвижение поездов на прямых отрезках пути с огромной скоростью — до ста шестидесяти километров в час.

При отклонении составов от главного пути применяют стрелки пологой марки 1. 18, и тогда скорость движения всё равно высока — восемьдесят километров в час. Неисправности стрелочного перевода при таком стремительном движении поезда могут привести к очень тяжёлым последствиям. «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом достигает двухсот километров в час по прямому пути, там всюду стоят стрелки с крестовиной марки 1. Особенность такой крестовины — подвижной гибкий сердечник. В рабочих положениях он прилегает очень плотно к нужной грани усовика.

Это тоже весьма распространённое устройство соединения путей. Съезды различаются в зависимости от расположения путей:

  • сокращённые;
  • перекрёстные;
  • обыкновенные.

Обычный съезд — два одиночных стрелочных перевода и соединительный путь, который укладывается между корнями крестовин. Перекрёстный, значит двойной съезд, имеющий четыре стрелочных перевода и одно глухое пересечение между корнями крестовин. Такая конструкция применяется, когда не позволяет длина участка обустроить два одиночных съезда, стеснённые условия заставляют применять иной конструкции стрелочный перевод. Схема прилагается в статье.

Если перевод с одного пути на другой не нужен, а пути пересекаются, устраивают перекрёстный съезд с глухими пересечениями под острым или прямым углом. На железнодорожных магистралях широко распространены такие съезды под острым углом, где применяются крестовины марок 2. 11 и 2. Такие пересечения содержат четыре крестовины с контррельсами — две тупые, две острые. Прямоугольные пересечения всегда с одинаковыми крестовинами.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Стрелочная улица

Последовательно расположенные стрелочные переводы с одного пути на параллельные делают этот тернистый путь стрелочной улицей. Так, подвижной состав можно переместить на любой из этих соединённых путей. Если группа путей имеет одно назначение, то стрелочные улицы объединены в парки. Они тоже бывают разных видов, это зависит от расположения их самих и основного пути, а также от угла наклона.

  • Простейшие стрелочные улицы, если имеются большие расстояния между осями (более семи метров) путей, обычно очень длинные. Из-за этого для примыкания станционных путей делается сокращённое соединение. Схемы могут быть всевозможными, даже принципиально разными. Хороши такие улицы тем, что прекрасно просматриваются, их удобно обслуживать. Недостаток один — занимают много места, а если количество путей велико, то длина возрастает весьма значительно. Применяются по большей части в небольших парках отправления и приёма, до пяти путей.
  • Сокращённые стрелочные улицы покороче, но они неудобны в манёвре на путях с обратными кривыми. Применяют такие улицы на угольных складах, на базах, в крупных грузовых дворах, на промышленных площадках.
  • Стрелочная улица под двойным углом крестовины сокращает длину стрелочной зоны, удобна для маневрового рейса, хорошо видны дальние стрелки. Применяется там, где более пяти путей. Это горловины приёмо-отправочных парков, на сортировках при отсутствии горки.
  • Неконцентрическая веерная стрелочная улица при укладке с постоянным радиусом всех кривых увеличивает междупутья на головном участке парка, объёмы земляных работ при укладке такой улицы чрезвычайно велики. В этом случае можно увеличить радиусы кривых, однако необходимо внимательно следить за междупутьями, чтобы все параметры соответствовали допуску.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Зима

Железнодорожному транспорту и его бесперебойной работе в зимних условиях нужна надёжная защита от снега и своевременная очистка стрелочного перевода на каждом участке пути. Средства и способы борьбы с последствиями метелей и снегопадов зависят от общей интенсивности осадков. Лучшая защита — лесополосы на всём протяжении трудных участков, которые насаждаются параллельно железной дороге. Также используются передвижные щиты, стационарные железобетонные заборы (особенно в черте города). На станциях со снегопадами борются снегоуборочные поезда и машины СМ-2М, СМ-4М и так далее до модели СМ-7М. Перегоны разгребают снегоочистители СДП-М2, если же заносы очень велики, то используются роторные и фрезерные машины.

Стрелочные переводы имеют свои специальные механизмы — это стационарные пневматические устройства для обдувки. У них дистанционное управление. Также применяют газо- и электрообогревательные устройства.

Песок

В районах пустынь и полупустынь предусматривается защита путей и стрелочных переводов от заносов песком. Прилегающие к железной дороге участки закрепляют с помощью растительности, покрывают битумом, суглинком или суспензией с полимерами. Ещё один выход — строить защитные сооружения.

Первый способ наиболее эффективен. Лучше всего с песчаными заносами борются деревья — саксаул, лох, акация, черкез и другие, но неплохи и кустарники — селюга, джузгун, гребенщик. Трава тоже бывает для этой цели полезна, поэтому на протяжении всего пути по пустыне выращиваются песчаный овёс, селин, елякилад, чагер и другие травы, способные выжить в данном климате. Искусственная защита малоэффективна и применяется в основном как временная мера.

Возможные неисправности

Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при следующих неисправностях:

  • Если стрелочные остряки разъединены с тягами.
  • Если остряк отстаёт от рамного рельса более чем на четыре миллиметра.
  • Если остряк раскрошился до степени опасности набегания гребня.
  • Если остряк понизился на два миллиметра и более относительно рамного рельса.
  • Если случился излом рамного рельса или остряка.
  • Если рамные рельсы и остряки получили вертикальный износ.

Неисправность второго пункта опасна в противошерстном направлении, четвёртого пункта — в пошерстном, остальные — в любом движении.

Если крестовина стрелочного перевода без подвижного сердечника, для неё характерны и другие неисправности, при которых эксплуатация механизма запрещена:

  • Если случился излом контррельса, усовика или сердечника.
  • Если сердечник или усовик достигли вертикального износа.
  • Если расстояние между гранями сердечника крестовины и головки контррельса меньшее 1472 миллиметров.
  • Если расстояние между гранями усовика и головки контррельса более 1435 миллиметров.
  • Если контррельсовый болт получил разрыв.

Неисправности первого и второго пунктов грозят сходом состава, третьего и пятого — контррельс не удержит колёсную пару, четвёртого — колесо будет зажато между усовиком и контррельсом.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Переводной механизм

Переводными механизмами, включёнными в централизацию автоматических или ручного действия устройств, стрелки переводятся в другое положение. Широко применяется централизация электрическая. Ручное управление — у механизма, представляющего собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. Переводной механизм устанавливают в вертикальное положение, соответствующее среднему положению остряков внутри пространства между рамных рельсов.

Перевод остряков в другое положение осуществляется посредством специальных переводных устройств, чаще включаемых в электрическую централизацию, но существует ещё и ручное управление. Электроприводы могут быть различных конструкций — как врезные, так и неврезные. Применяются приводы СПГ и СП, которые имеют нераздельный ход, две контрольные линейки и один шибер, посредством которого замыкаются контрольные контакты, в то время как линейки контролируют остряки, поскольку перемещаются с ними вместе. Если остряк до рамного рельса не доходит, переброс ножевого рычага не осуществляется.

Перекрестные стрелочные переводы.

Перекрестный стрелочный перевод, укладываемый в месте пересечения двух путей, включает четыре пары ост­ряков, две острые крестовины (обычно марки 1/9) с контррельсами и две специальные тупые крестовины (рис. 14).

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

По перекрестным переводам марки 1/9, имеющим переводные кривые радиуса 243 м, можно отклонять на боковой путь пассажирские поезда, причем одиночный перевод, являющийся продол­жением перекрестного, может быть в этом случае также марки 1/9.

Каждый перекрестный перевод за­меняет два обыкновенных стрелочных перевода, уложенных навстречу друг другу, и при этом занимает меньше ме­ста в длину.

Перекрестные переводы применяют на крупных станциях, где благодаря им можно сократить длину горловины и улучшить условия прохода поездов. Особенно целесообразно укладывать пе­рекрестные переводы на крупных пасса­жирских станциях, где, кроме уменьше­ния длины горловины, эти переводы резко сокращают число обратных кри­вых на маршрутах приема и отправле­ния поездов.

Вследствие сложной конструкции перекрестный перевод требует более тщательного надзора и ухода по срав­нению с обыкновенными переводами.

Укладка перекрестных переводов вновь на главных путях станций, где воз­можен безостановочный пропуск поездов со скоростью более 70 км/ч, как правило, не допускается.

Переход подвижного состава с одного пути на другой обеспечивают устройства по соединению и пересечению путей, относящиеся к их верхнему строению. Соединение путей друг с другом осуществляют стрелочными переводами, а пересечение путей — глухими пересечениями. Применяя стрелочные переводы и глухие пересечения, создают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами.

В зависимости от назначения и условий соединения путей различают одиночные, двойные и перекрестные стрелочные переводы. Одиночные переводы подразделяют на обыкновенные, симметричные и несимметричные.

Обыкновенный стрелочный перевод (рис. 1), служащий для соединения двух путей, может быть право- или левосторонним. Он применяется при отклонении бокового пути от прямолинейного в ту или иную сторону. Этот вид переводов наиболее распространен. В состав стрелочного перевода входят собственно стрелка, крестовина с контррельсами, соединительная часть, расположенная между ними, и переводные брусья.

Стрелка включает в себя два рамных рельса, два остряка, предназначенные для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводной механизм.

Остряки соединяют друг с другом поперечными Стрелочными тягами, с помощью которых один из них подводится вплотную к рамному рельсу, в то время как другой отводится от другого рамного рельса на расстояние, необходимое для свободного прохода гребней колес.

Перевод остряков из одного положения в другое осуществляется специальными стрелочными приводами через одну из тяг, а в пологих стрелочных переводах, остряки которых имеют значительную длину, — через две тяги и более. В приводе имеется устройство, запирающее остряки в том или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамным рельсам. Тонкая часть остряка называется острием, а другой его конец — корнем. Корневое крепление обеспечивает поворот остряков в горизонтальной плоскости и соединение с примыкающими к ним рельсами.

Крестовина (рис. 2) состоит из сердечника 3, двух усовиков 1 и желобов 2. Она обеспечивает пересечение гребнем колес рель-

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рис. Схема обыкновенного стрелочного перевода:

I — стрелка; II — соединительные пути; III — комплект крестовинной части; 1 — переводной механизм; 2, 4 — рамные рельсы; 3 — остряки; 5 — упорная нить переводной кривой; 6,8— контррельсы; 7 — сердечник крестовины; 9 — усовик; 10 — конец переводной кривой; 11 — переводные брусья совых головрк, а контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при прохождении колесной пары по крестовине. Точка пересечения продолжения рабочих граней сердечника крестовины называется ее математическим центром, а самое узкое место между усовиками — горлом крестовины. Угол а, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины.

Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, включает в себя прямой участок и переводную кривую. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовины допускают более высокие скорости движения поездов. Стрелочные переводы крепят с помощью специальных башмаков, под-

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рис. Схема крестовины:

1 — усовики; 2 — желоба; 3 — сердечник; 4 — хвост крестовины; К — ширина сердечника крестовины; 1 — длина сердечника крестовины; а — угол крестовины

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рис. Схема симметричного стрелочного перевода:

1 — ось прямого пути; 2 — оси боковых путей; а — угол крестовины кладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладывают на балластную призму.

Симметричный стрелочный перевод (рис. 3) имеет те же основные элементы, что и обыкновенный, но благодаря меньшей длине остряков, крестовины и переводной кривой позволяет значительно сократить длину соединения путей. Симметричные переводы применяют при разветвлении основного пути на два боковых, расположенных под одинаковым углом а/2 к нему, при укладке путей на станциях. Весьма редко применяют разносторонний несимметричный перевод, имеющий разные углы отклонения двух боковых путей от основного.

Двойной стрелочный перевод разветвляет основной путь на три направления. Такие переводы применяют в стесненных условиях.

Перекрестный стрелочный перевод (рис. 4) позволяет подвижному составу переходить с одного пути на другой в обоих направлениях. Перевод имеет восемь остряков и четыре крестовины — две острые и две тупые.

Стрелочные переводы различаются типом рельсов, конструкцией остряков и значениями углов между пересекающимися в крестовинах рельсовыми нитями. Остряки могут быть прямолинейными и криволинейными. Последние образуют меньший угол с рамным рельсом, что облегчает вписывание подвижного состава в переводную кривую.

Наиболее важным параметром стрелочного перевода является марка крестовины М, которая определяется следующим образом:

М = ± = Ъа, где а — угол крестовины; N — целое число.

Согласно ПТЭ в зависимости от назначения пути используют стрелочные переводы с крестовинами, имеющими марки, указанные в табл.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рис. Схема перекрестного стрелочного перевода:

1 — тупая крестовина; 2 — остряки; 3 — острая крестовина

На железных дорогах широко применяется стрелочный перевод усиленной конструкции с литой крестовиной марки 1II1 и гибкими остряками, допускающий движение поездов по прямому пути со скоростью до 160 км/ч. Существующие переводы пологой марки 1II8 применяют на маршрутах следования поездов при отклонении их с главного пути на боковое направление, где скорость движения составляет 80 км/ч.

На линии Москва—Санкт-Петербург используют стрелочные переводы с крестовиной марки 1II1, предназначенные для движения пассажирских поездов по прямому пути со скоростью 200 км/ч. Конструктивной особенностью этого перевода является наличие крестовины, имеющей гибкий подвижной сердечник (рис. В рабочих положениях такой сердечник плотно прилегает к соответствующей боковой грани усовика крестовины, благодаря чему образуется непрерывная поверхность катания для колес подвижного состава.

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Рис. Крестовина с подвижным сердечником

Стрелочные переводы — это элементы ВСП специальной длины, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы, которые нужны для перевода поездов с одной железнодорожной ветки на другую. Устройство минимизирует затраты на строительство железных дорог и сокращает общую их протяженность, ведь с ними отпадает необходимость в прокладке окружных маршрутов.

Меню страницы

Каких типов могут быть перекрестные стрелочные переводы сдо ржд

Бывает три основных типа стрелочных переводов: с глухими пересечениями, с перекрестными стрелочными переводами и одиночные. На протяжении многих лет развития, само устройство стрелочных переводов претерпело много изменений. В странах бывшего СНГ наиболее популярным является устройство «французской» стрелки. Что бы узнать положение стрелки нужно посмотреть на стрелочный указатель. Они бывают двух видов: освещаемые и не освещаемые. Белая сторона освещаемого указателя обозначает, что стрелка переведена в прямое направление, а жёлтая сторона указывает направление стрелки на боковой путь. Ребро не освещаемого указателя означает, что стрелка переведена в прямое направление, а боковая сторона не освещаемого указателя так же дает возможность понять направление стрелки. В России стрелочные переводы заведено определять маркой крестовины, а точнее — тангенсом острого угла крестовины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *