СОЦИАЛЬНАЯ НОРМАПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В ОТНОШЕНИИ ГРУПП ДОМОХОЗЯЙСТВ И ТИПОВ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25. 2014 N 136, от 21. 2018 N 1622)
<1> В зависимости от оборудования жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения настоящая форма по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть расширена в случаях, предусмотренных пунктом 11 приложения N 4 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
<2> Для каждой группы домохозяйств указывается отдельно в отношении потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, и иных потребителей. При этом для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) устанавливается со 2-го года применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъекте Российской Федерации в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с применением повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), определенной в соответствии с приложением N 4 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
<3> Применяется в сроки, определяющие начало и окончание отопительного периода в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
<4> В случае если на садовом земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, расположен жилой дом, в котором зарегистрированы граждане, — принимается равной социальной норме потребления электрической энергии (мощности) для соответствующей группы домохозяйств (с первой группы по пятую). (в ред. Постановления Правительства РФ от 21. 2018 N 1622)
<5> В части приобретаемого объема электрической энергии в целях потребления на коммунально-бытовые нужды при условии наличия раздельного учета для указанных помещений.
Приложение N 6 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
ПЕРЕЧЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ БУДУТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ВВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) С 1 СЕНТЯБРЯ 2013 Г.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25. 2014 N 136)
Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25. 2014 N 136)
Приложение N 3 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
ИНФОРМАЦИЯ О ПОТРЕБЛЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ПРЕДЕЛАХ И СВЕРХ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ЗА РАСЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ___________
Исполнитель коммунальных услуг Договор энергоснабжения от «__» __________________ 20__ г. N ____________________ Адрес многоквартирного дома Информация об оборудовании многоквартирного дома стационарными газовыми или стационарными электроплитами для приготовления пищи Информация об оборудовании многоквартирного дома электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения
Номер квартиры (жилого помещения) Группа домохозяйства Значение повышающего коэффициента «Д» Размер социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) Потребление исходя из показаний индивидуального прибора учета в жилом помещении, кВт·ч в месяц всего в том числе в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) Итого
Примечание. Значение повышающего коэффициента «Д» определяется в соответствии с пунктом 3 приложения N 4 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). (в ред. Постановления Правительства РФ от 25. 2014 N 136)
Приложение N 8 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНУЮ УСЛУГУ ПО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ С УЧЕТОМ ОБЪЕМОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В ПРЕДЕЛАХ И СВЕРХ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ
Плата за коммунальную услугу по электроснабжению за расчетный период в жилом помещении определяется по формуле 1:
— плата за потребление электрической энергии (мощности) в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма);
— плата за потребление электрической энергии (мощности) сверх социальной нормы.
Плата за потребление электрической энергии (мощности) в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) определяется по формуле 2:
— цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы, применяемая для j-го периода времени суток;
— объемы потребления электрической энергии в часы, относящиеся к j-му периоду времени суток, определенные по показаниям индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, позволяющего определять объемы потребления электрической энергии (мощности) дифференцированно по времени суток;
— социальная норма, определяемая для j-го периода времени суток пропорционально объемам потребления в жилом помещении в соответствующие периоды суток;
Z — количество периодов (зон) суток, в отношении которых установлены дифференцированные цены (тарифы).
Плата за потребление электрической энергии (мощности) сверх социальной нормы определяется по формуле 3:
— цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы, применяемая для j-го периода времени суток.
Социальная норма для j-го периода времени суток определяется пропорционально объемам потребления в жилом помещении в соответствующие периоды суток по формуле 4:
— социальная норма.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формуле 5:
— размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в пределах социальной нормы;
— размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме сверх социальной нормы.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в пределах социальной нормы, определяется по формуле 6:
— цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
— часть объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящаяся на данное жилое помещение;
— объем потребления электрической энергии в жилом помещении в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме сверх социальной нормы, определяется по формуле 7:
— цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
При наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, позволяющего определять объемы потребления электрической энергии (мощности) дифференцированно по времени суток, объем потребления электрической энергии в жилом помещении в многоквартирном доме определяется по формуле 8:
Приложение N 7 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Административный округ Район административного округа Улица Дом Корпус Строение Квартира Количество зарегистрированных граждан (человек) В том числе временно зарегистрированных граждан по месту жительства (человек)
Приложение N 4 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30. 2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27. 2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28. 2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
Стажировки на рабочем месте
Стажировка обязательна для сотрудников, которые трудятся во вредных или опасных условиях труда. Если таких нет, стажировка необязательна, но возможна, если руководитель утвердит ее в ЛНА. По новым правилам к стажировке на рабочем месте допускаются работники, только если они успешно прошли инструктаж и обучение по охране труда.
Что надо учесть уже сейчас:
- Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку. Составляя перечень, включите в него тех, чья работа связана с повышенной опасностью.
- Составьте и утвердите программу стажировки, сроки и порядок проведения. Единственное требование новых правил — продолжительность стажировки должна составлять не менее 2 смен.
- В положении о СУОТ или ином ЛНА пропишите, как будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23. 2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06. 2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23. 2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Например, нормативы для коммунальных услуг, установленные в регионах РФ:
- приказ Министерства строительства, ЖКХ и энергетики РК от 29.07.2016 № 196,
- постановление Комитета госрегулирования тарифов Саратовской области от 20.04.2018 № 14/2,
- приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.05.2017 № 31.
Согласно п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт