О чем свидетельствует нагрев задней части буксового узла по сравнению с передней частью сдо ржд

Понятие о полной и промежуточной ревизиях букс.

Для содержания буксовых узлов с роликовыми подшипниками в исправном состоянии и своевременного выявления возможных неисправностей, предусмотрены технические ревизии.

Осмотр– проводится систематически, как в пунктах формирования и оборота, так и в пути следования на ПТО.

Промежуточная ревизия – производится при обыкновенномосведетельствовании колесных пар, обточке колесных пар без снятия букс, единой технической ревизии (раз в 6-ть месяцев). В процессе промежуточной ревизии проверяют состояние крепительных болтов крышки и стопорной планки, состояние смазки, роликовых подшипников через снятую смотровую крышку, а также лабиринтное уплотнение. После ревизии, сверху смотровой крышки наносят белой краской букву «Р», римскими цифрами месяц и последние цифры года, а также депо проведения ревизии.

Полная ревизия – производиться при полном освидетельствовании колесных пар, при ремонте буксового узла со сменой его деталей через одну обточку колесной пары по прокату. При этом буксовый узел демонтируется, детали тщательно промываются и осматриваются. После проведения ревизии, под болт крепительной крышки устанавливается металлическая бирка, на которой выштамповывается номер оси, дата и депо проведения полной ревизии. Бирка устанавливается с правой стороны колесной пары.

Основной причиной неисправности буксового узла является его нагрев, который возникает по следующим причинам:

— излишек или недостаток смазки;

— попадание влаги внутрь корпуса буксы, что вы замыливание смазки;

— попадание внутрь корпуса механических примесей (песок, металлические примеси), что вызывает задир шейки оси колесной пары;

— попадание смазки из привода редуктора генератора, что вызывает потерю свойств смазки;

— неправильная установка подшипников на оси;

— излом или разрушение подшипников;

— излом крепления подшипников (излом корончатой гайки или тарельчатой шайбы).

Чрезмерный нагрев буксы может привести к излому шейки оси колесной пары, поэтому буксовые узлы оборудуются СКНБ и, кроме того, существуют напольные системы обнаружения нагрева букс «Понаб» и «Диск-Б».

Нагрев буксового узла можно определить по внешним признакам:

— пар, дым от корпуса буксы;

— запах нагретого металла;

— изменение цвета корпуса и крышек буксы;

— излучение тепла от корпуса буксы;

— выдавливание смазки из корпуса буксы;

— наличие смазки на буксовом рессорном подвешивании, шпинтонах, раме тележки, на дисках колесных пар;

— в зимний период на корпусе нагретой буксы будет отсутствовать снег и лед;

— во время движения при нагреве, букса может издавать свист и металлический скрежет;

нагрев буксового узла можно также обнаружить путем ощупывания буксы в 3-х местах: сверху, снизу и на крышке тыльной стороной ладони.

2022-15 ЦВ Дополнительная для осмотрщиков вагонов всех наименований (телеграмма от 05. 2022 № ИСХ-20094. Требования, предъявляемые к колесным парам в эксплуатации. Технический контроль буксовых узлов)

Ответы за июнь 2022:

  • 2022-23 ЦВ Инструктаж Все профессии
  • 2022-24 ЦВ Инструктаж Все профессии
  • 2022-25 ЦВ Инструктаж Все профессии
  • 2022-26 ЦВ Инструктаж Все профессии
  • 2022-11 ЦВ Теория Осмотрщики и др. (стаж более 5 лет)
  • 2022-12 ЦВ Теория Осмотрщики и др. (стаж более 5 лет)
  • 2022-15 ЦВ Дополнительная для осмотрщиков вагонов всех наименований (телеграмма от 05.04.2022 № ИСХ-20094. Требования, предъявляемые к колесным парам в эксплуатации. Технический контроль буксовых узлов)
  • 2022-16 ЦВ Дополнительная для осмотрщиков-ремонтников вагонов (Дорожная карта на 2022 год, приказ от 13.05.2022 №ИСХ-21252/ЦДИ. Требования, предъявляемые к автосцепному устройству в эксплуатации)
  • 2022-11 ЦВ Теория Оператор ПТО
  • 2022-12 ЦВ Теория Оператор ПТО
  • База с ответами к СДО для вагонников
  • Карта сайта «Сдо для вагонников»
  • В какой части гребня колесной пары грузового вагона измеряется остроконечный накат?⇒ В рабочей части гребня колеса в зоне 2 мм от вершины гребня и 13 мм от поверхности катания
  • Какие возможные неисправности буксовых узлов колесных пар пассажирских и грузовых вагонов при осмотре вагонов во время стоянки поезда при следующих признаках неисправности: « на задней (лабиринтной) части корпуса буксы имеется валик смазки, покрытый пылью, корпус буксы у пассажирского вагона и боковая рама тележки с буксой у грузового вагона смещены относительно лабиринтного кольца и видна блестящая полоска металла лабиринтного кольца»? Отметьте несколько правильных вариантов ответов.⇒ Повреждено торцевое крепление⇒ Сорвана резьба на гайке М110⇒ Сорвана резьба на шейке оси⇒ Оборваны головки болтов М20 тарельчатой шайбы
  • Какие выщербины допускаются на колесных парах пассажирских вагонов при скоростях движения 140 км/ч?⇒ Не допускается
  • Какой глубиной допускается в эксплуатации колесные пары с протертостью средней части оси?⇒ Глубиной не более 2,5 мм
  • Какой максимальный уровень нагрева верхней части адаптера относительно температуры окружающего воздуха, при наличии которого требуется отцепка данного вагона?⇒ Свыше 70°С
  • Какой неравномерный прокат колеса по кругу катания у пассажирских вагонов не допускается в эксплуатации?⇒ 2 мм и более
  • Какой неравномерный прокат по кругу катания у грузовых вагонов допускается в эксплуатации?⇒ Не более 2 мм
  • Какой равномерный прокат по кругу катания у грузовых вагонов допускается в эксплуатации?⇒ Не более 9 мм
  • На каком расстоянии от измеряемых объектов производятся все измерения температур корпусов букс, адаптеров и боковых рам тележек?⇒ Не более 1 метра
  • О чем свидетельствует дребезжащие звуки или двойные удары (отбой) при обстукивании передней части смотровой (крепительной) крышки ниже ее центра?⇒ Повреждено торцевое крепление (оборваны болты стопорной планки, изломана планка, гайка отвернулась, или на ней сорвана резьба, или оборваны головки болтов М20 торцевой шайбы
  • О чем свидетельствует нагрев задней части буксового узла по сравнении с передней частью?⇒ Отсутствует зазор между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом или разрушен задний подшипник
  • Подлежит ли браковке буксовый узел со следами коррозии на крышках корпуса буксы, крышках и кожухах уплотнений подшипников кассетного типа?⇒ Не подлежит браковке
  • Укажите браковочную величину толщины гребня для грузового вагона при скоростях движения до 120 км/ч?⇒ более 33 мм или менее 24 мм при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня
  • Укажите нагрев верхней части корпуса буксы с подшипниками кассетного типа относительно температуры окружающего воздуха при которой требуется отцепка вагона?⇒ Свыше 70°
Читайте также:  Сдо ржд что не пройдено

Основные показатели неисправностей буксового узла и причины их возникновения

Буксы предназначены для передачи нагрузки от тележки или рамы кузова железнодорожного вагона на шейки осей, а также для ограничения продольного и поперечного перемещений колесной пары при движении железнодорожного состава.

Размещается букса в тележках между буксовыми направляющими (челюстями), входящими в пазы корпуса буксы.

В зависимости от типа вагонов различают буксы грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для обычных, скорых и высокоскоростных поездов.

По способу посадки внутреннего кольца роликового подшипника на шейку оси применяют буксы на горячей и на втулочной посадке (в настоящее время не применяются).

По типу торцового крепления внутреннего кольца подшипника на шейке оси — с креплением гайкой или шайбой.

По числу роликовых подшипников на шейке применяют буксы с одним или двумя роликовыми, а для скоростных и высокоскоростных вагонов — с дополнительным упорным шариковым подшипниками.

О чем свидетельствует нагрев задней части буксового узла по сравнению с передней частью сдо ржд

1 — корпус буксы; 2 — отъемный лабиринт корпуса буксы; 3 — лабиринтное кольцо; 4 — задний подшипник; 5 — передний подшипник; 6 — торцовая гайка; 7 — крепительная гайка; 8 — болт М12 стопорной планки с пружинной шайбой; 9 — проволока; 10 — стопорная планка; 11 — упорное кольцо подшипника.

Рисунок 1 — Букса грузового вагона с двумя цилиндрическими подшипниками на горячей посадке с торцовым креплением гайкой

Все виды буксовых узлов подлежат обязательной ревизии, в зависимости от их сроков эксплуатации и сред их использования. А именно:

  • 1. При единовременной технической ревизии пассажирских вагонов колесные пары, имеющие редукторно — карданный привод от торца шейки оси, выкатывают из-под вагона для тщательного осмотра и проверки круга катания колес. Профилактическая, а также единовременная техническая ревизии пассажирских вагонов производятся под вагоном без снятия стопорных планок. Надежность торцевого крепления проверяется отстукиванием.
  • 2. При промежуточной ревизии снимают крышку. Места прилегания крышки предварительно очищают от грязи и протирают. Снятую крышку укладывают в закрываемый ящик внутренней стороной вверх. Из передней части буксы смазку перекладывают в снятую крышку для дальнейшего использования. При этом необходимо соблюдать условия, исключающие попадание в буксу и крышку различных загрязнений.

Загрязнение смазки определяют анализом, согласованным с НК КТЖ, или визуально после растирания небольшой порции смазки на тыльной стороне руки или суконном материале, или зеркале, или другим способом. Букса с загрязненной и обводненной смазкой (стальные, латунные включения, механические и другие примеси) подлежат полной ревизии. При хорошем состоянии смазки (потемнение смазки не является браковочным признаком) производят дальнейший осмотр. Прежде всего, проверяют состояние переднего подшипника. При обнаружении масла от редукторно — карданного привода, излома или износа сепаратора, приставного упорного кольца или других дефектов буксу подвергают полной ревизии.

Читайте также:  Отзывы сдо ржд ответы

При удовлетворительном состоянии подшипника отстукиванием контролируют болты стопорной планки или тарельчатой шайбы. Ослабшие болты М12 подтягивают, неисправные заменяют. Неисправную проволоку болтов стопорной планки заменяют, под болты стопорной планки ставят пружинные шайбы. Надежность крепления торцевой гайки проверяют ударами слесарного молотка по оправке, упираемой в одну из граней коронки или в шлиц гайки. Проверку производят в обе стороны вращения гайки. При ослаблении гайки торцевого крепления колесную пару выкатывают и снимают гайку. Колесная пара и гайка с поврежденной резьбой к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

При торцевом креплении тарельчатой шайбой болты М20 освобождают от стопорения и динамометрическим ключом проверяют их затяжку (вращением по часовой стрелке). При наличии хотя бы одного из болтов с крутящим моментом менее 5 кгс/м все болты вывертывают и проверяют визуально состояние резьбы отверстий в торце оси и болтов крепления, а также состояния места переход стержня болта к головке. При обнаружении задиров в месте перехода стержня болта к головке радиусом менее 0,8 мм и без подголовника или других повреждений болты к дальнейшей эксплуатации в торцевом креплении не допускаются. При изломе головки или стержня болта оставшуюся часть болта вывертывают из оси без повреждения резьбы резьбового отверстия. Поврежденные болты заменяются. При обнаружении срыва более трех ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси или затруднений при завертывании болтов крепления допускается резьбовые отверстия исправлять метчиком. При повреждении более шести первых ниток резьбы в резьбовых отверстиях оси колесная пара не допускается к дальнейшей эксплуатации до специального указания. Болты, имеющие затяжку крутящим моментом более 5 кгс/м, подтягивают с усилием 23-25 кгс/м. Затяжка болтов должна быть равномерной. Для этого завинчивание трех болтов производят дважды по периметру, а четырех — по схеме 1-2-3-4-3-4-2-1 с последующим стопорением.

Смотровую или крепительную крышку устанавливают и закрепляют болтами, под которые устанавливают пружинные шайбы. Между крышками ставят резиновую прокладку, новую или бывшую в употреблении, но исправную. Между фланцевой поверхностью крепительной крышки и корпусом буксы устанавливают резиновое кольцо, а свободное пространство заполняют смазкой ЛЗ-ЦНИИ.

При промежуточной ревизии после проведения указанных в п. 2 операций в случае необходимости в буксу добавляют свежую (не бывшую в употреблении) смазку, которую укладывают валиком на видимую часть переднего подшипника, уплотняя ее пальцами так, чтобы смазка смогла проникнуть между сепаратором и бортом наружного кольца. Затем устанавливают смотровую или крепительную крышку. В связи с этим необходимо определить причины возникновения дефектов, приводящих к прекращению эксплуатации.

Основным фактором, который снижает эксплуатационные свойства буксовых узлов является — температурный режим.

Характерными причинами повышенного нагрева букс являются:

Излишнее количество смазки, при этом поверхность верхней части корпуса буксы нагревается равномерно, а из лабиринтной части буксы вытекает смазка. Нагрев может прекратиться после пробега через 500-600 км. Если буксы будут продолжать нагреваться, то вскрывается смотровая крышка для выявления причин нагрева. Этот нагрев может произойти непосредственно после ревизии, что определяется по ее дате на крышке или бирке;

Заедание в лабиринте вследствие отсутствия зазора между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом, при этом задняя часть корпуса буксы нагревается больше передней. В этом случае колесная пара заменяется;

Ненормальная работа роликовых подшипников, вызывающая резко повышенный нагрев буксы. Это может произойти из-за неисправности подшипников (разрыв внутреннего кольца, малый осевой зазор подшипника, излом сепаратора, неправильная комплектовка сепараторов по бортам внутренних, наружных колец или приставных шайб), отсутствия или затвердения смазки, неправильной сборки подшипников и других деталей, попадания посторонних тел (песок, металлические включения и т. ), неправильной сборки тележки (перекос рамы, неточная установка шпинтоном и т. В этом случае прежде всего проверяется внешним осмотром состояние буксового узла, затем вскрывается смотровая или крепительная крышка для определения состояния подшипников и торцового крепления.

В настоящее время по статистическим данным двух компании, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками в Казахстане 80 процентов неисправностей приходится к таким видам как:

  • 1 Подшипник разрушен, ролики заклинены и не вращаются
  • 2 Подшипник разрушен, повреждение торцового крепления, гайка М110 полностью сошла с шейки оси или оборваны головки болтов М20
  • 3 Поворот внутреннего кольца или разрушение внутреннего подшипника
  • 4 Излом шейки оси колесной пары
  • 5 Разрушен или излом сепаратора, ролики сгруппировались в нижней части буксы
  • 6 Поворот внутреннего кольца переднего подшипника на шейке оси
  • 7 Подшипник разрушен из-за заклинивания роликов, поворота внутреннего кольца, излома перемычек сепаратора, обводнения смазки, излома борта внутреннего кольца, повреждения торцового крепления. Износ центрирующей поверхности сепаратора и изломы перемычек сепаратора, излом борта внутреннего кольца, обводнение смазки, заклинивание роликов
  • 8 Повреждено торцовое крепление (оборваны болты стопороной планки, изломана планка, гайка отвернулась, или на ней сорвана резьба, или оборваны головки болтов М20 торцовой шайбы)
  • 9 В буксе имеются излишки смазки (имеет место непосредственно после ремонта или ревизии буксы). Нагрев может прекратиться после пробега 500-600 км
  • 10 Разрушен передний и задний подшипник
  • 11 Отсутствует зазор между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом или разрушен задний подшипник.
Читайте также:  Какие из приведенных нарушений касающихся несоответствия типовых форм документов сдо ржд

Согласно утвержденным требованиям, установлены предельные параметры буксовых узлов. А также существуют методы определения предельных параметров буксовых узлов, которые приводим ниже.

У исправной буксы зазор между лабиринтным кольцом и корпусом примерно одинаков вверху и внизу, суммарно 1,5 мм.

Поворот внутреннего кольца вызывает ступенчатый износ шейки оси глубиной в несколько миллиметров, что приводит к перекосу буксы и разрушению подшипника.

При неисправности заднего подшипника корпус буксы как бы садится на лабиринтное кольцо, наклоняясь к ступице. Зазор между корпусом буксы и лабиринтным кольцом в нижней части буксы увеличится, а в верхней уменьшится или исчезнет совсем.

При неисправности переднего подшипника корпус буксы отклоняется от диска колеса в сторону смотровой крышки.

Сдвиг корпуса буксы относительно лабиринтного кольца в верхней части будет больше, чем в нижней. Следовательно, зазор между лабиринтным кольцом и корпусом буксы вверху увеличится, а внизу уменьшится на величину разрушения переднего подшипника.

При любом подозрении на перекос корпуса буксы необходимо проверить зазоры. Для этого ввести клиновидный конец специального шаблона (наощупь или с помощью зеркальца) между корпусом и лабиринтным кольцом. Разница зазоров в нижней и верхней точках в 1 мм и более свидетельствует о неисправности заднего подшипника (вверху зазор меньше) или переднего (вверху зазор больше).

  • 2. Появляющиеся на дорожках качения подшипников раковины можно обнаружить следующим образом. При осмотре пружинного комплекта в верхней и нижней части пружин тележки модели 18-100 видны яркие полосы металлической пыли шириной 4 — 5 мм. В процессе движения поезда ролики подскакивают на неровностях дорожки качения, вызывая вибрацию тележки и, как следствие этого, настрагивание металлической пыли на пружинах. Эти полосы будут ближе к той колесной паре, где имеется разрушение подшипников. букс цилиндрический подшипник нагрев
  • 3. Частые ползуны (прихваты) по кругу катания колесной пары, не выходящие из допустимых размеров, появляются от возникающих подклинивании подшипника вследствие начавшегося разрушения роликовой буксы.

Подклинивание происходит в пути следования из-за разрушения сепаратора; трещины внутреннего кольца подшипника.

Появление ползунов возможно и в исправной колесной паре. Поэтому необходимо проверить, исправны ли автотормоза, нет ли завала рычагов, однотипны ли тормозные колодки, нет ли других причин, вызывающих временное заклинивание колесной пары.

Частичное нарушение торцевого крепления или откол бурта внутреннего кольца заднего подшипника вызывают увеличение осевого разбега подшипника.

Вследствие этого букса в пути следования имеет боковые перемещения и усиленно трется о боковину тележки. Образовавшаяся при трении металлическая пыль, смешиваясь с влагой, стекает на верхнюю опорную часть корпуса буксы в виде ржавых потеков (цвета сурика), отчетливо видных в любое время суток.

  • 1. Пигарев В.Е. Технология ремонта вагонов — М.: Желдориздат, 2001.
  • 2. Пастухов И.Ф. Конструкция вагонов: Учебник для колледжей и техникумов ж.-д. транспорта. — 2-е изд. — М.: Маршрут, 2004.
  • 3. Клочкова Е.А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте — М.: «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.
  • 4. Мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов, 2006.

Перечислите внешние признаки разрушения буксового узла – Ответ СДО №16148

Наличие «свежего» выброса смазки на диск, обод, ступицу колеса, детали тормозной рычажной передачи

Состояние крышки буксового узла (наличие окалины, цветов побежалости, вспучивание краски, деформации и пробоин крышки)

Наличие болтов крепления смотровой и крепительной крышек, их возможное выворачивание или ослабление

Смещение (сдвиг) корпуса буксы

Перекос буксы, разворот ее в буксовом проеме боковины тележек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *