Понятие раздельный пункт ржд

Раздельные пункты – разделяют ж/д. путь на блок — участки и перегоны.

К раздельным пунктам относятся:

· Станция – служат для приема и отправления, пропуска, скрещения и обгона поездов, производства маневровой работы. А также для выполнения операций по обслуживанию пассажиров.

· Разъезд – (на однопутных линиях) предназначен для обгона и скрещения поездов.

· Обгонный пункт – (на 2хпутных линиях) предназначен для обгона поездов и при необходимости для перевода поезда с одного пути на другой.

· Путевые посты – раздельные пункты не имеющие путевого развития. Устанавливаются в местах примыкания других путей.

· Проходные светофоры – делят перегон на блок участки.

Границы раздельных пунктов:

· на однопутных участках — входные светофоры

Понятие раздельный пункт ржд

· на двух путных, для каждого пути в отдельности входной светофор (справа) с одной стороны, а с другой сигнальный знак «Граница станции», установленный на расстоянии не менее 50м за последним выходным стрелочным переводом.

Раздельные пункты бывают разных типов. В их числе: станция, обгонный пункт, разъезд, путевой пост, проходной светофор автоблокировки или граница блок-участка при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи. Раздельный пункт регулирует пропуск поездов, обеспечивает безопасность движения и требуемую пропускную способность.

Если в границах раздельного пункта имеется хотя бы один стрелочный перевод, то он называется раздельным пунктом с путевым развитием. Простейшие раздельные пункты с путевым развитием — разъезд и обгонный пункт.

Раздельные пункты, предназначенные для приёма, отправления, скрещения и обгона поездов, приёма и выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения операций по расформированию и формированию поездов, обслуживанию и ремонту подвижного состава и т. , называются станциями.

Всем раздельным пунктам, кроме проходных светофоров и границ блок-участков присваиваются коды Единой сетевой разметки (ЕСР).

Если на раздельном пункте выполняются операции посадки и высадки пассажиров, тогда им дополнительно присваивается код системы ЭКСПРЕСС. Исключение: код ЭКСПРЕСС не присваивается отдельным малодеятельным пунктам в тех случаях, когда билеты до них продаются непосредственно в поезде или местных кассах.

В метрополитене раздельными пунктами являются станции и проходные светофоры автоблокировки.

Железнодорожные линии делятся на перегоны раздельными пунктами, регулирующими пропуск поездов, обеспечивающими безопасность движения и необходимую пропускную способность.

К раздельным пунктам относятся станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а при автоблокировке — и проходные светофоры.

Станциями называются раздельные пункты, предназначенные для приема, отправления, скрещения и обгона поездов, приема, выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения технических операций (расформирования и формирования поездов, осмотра, экипировки и ремонта подвижного состава, подачи вагонов на подъездные пути предприятий и др.

Станционные путивключают главные в пределах станций (продолжение путей перегонов), приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, пути локомотивного и вагонного хозяйства, ходовые для локомотивов, соединительные (ведущие к площадкам, складам, пунктам ремонта и т. ) и прочие пути (для стоянки пассажирских вагонов, весовые, перегрузочные и др. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками. К специальным путям относятся:

а) подъездные пути к предприятиям, складам и карьерам;

б) предохранительные тупики, исключающие выход подвижного состава на маршрут следования поезда; эти тупики должны иметь длину от предельного столбика до упора не менее 50 м;

в) улавливающие тупики, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда при движении по затяжному спуску.

Полная и полезная длина станционных путей

Различают полную и полезную длину станционных путей. Полной длиной сквозного пути считается расстояние между остряками ведущих на него стрелочных переводов, а тупикового — расстояние от остряка стрелки до упора.

Полезной длиной пути считают ту часть полной его длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. Полезная длина путей может ограничиваться предельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами, стрелочными переводами и упорами. Так, полезная длина путей рассчитывается от предельного столбика до выходного сигнала. На магистральных дорогах нашей сети I, II и III категорий установлены для приемо-отправочных путей стандартные длины 1 250, 1050 и 850 м, а на линиях с большой грузонапряженностью эти пути могут иметь длину 1 550 и 1 700 м. В некоторых обоснованных случаях длина приемо-отправочных путей может быть 720 м и менее.

В пределах участков двойной тяги полезная длина приемо-отправочных путей увеличивается на 30 м с учетом постановки второго локомотива. Полезная длина приемо-отправочных путей на линиях IV категории, а также путей для составов, передаваемых на грузовые станции, заводы и промышленные предприятия, устанавливается расчетом в зависимости от размеров грузооборота принятого технологического процесса работы и местных условии.

Парком называется группа путей одинакового назначения, объединенная общими стрелочными улицами. Различают парки приема отправления, сортировочные, стоянки пассажирских составов и др. По геометрическому построению имеются следующие простейшие формы парков: трапеция, параллелограмме трапецоид и рыбка.

Пути парка в форме трапеций (рис. а) имеют неравную длину возрастающую по мере приближения к оси основного пути 1, в результате чего часть путей приобретает лишнюю полезную длину. Парки в форме трапеции применяют только при небольшом числе путей (до трех-четырех).

В парке-параллелограмме (рис. б) все пути, кроме крайних, одинаковой длины. Недостаток парка — отклонение его второго конца от основного пути 1. Эти парки встречаются редко (для стоянки пассажирских составов и др.

Парк-трапецоид (рис. в) в одном конце имеет стрелочную улицу на основном пути, а в другом — улицу под углом крестовины. Все пути, кроме крайних, примерно равной полезной длины с удобным выходом на основной путь.

Парк-рыбка (рис. г) представляет сочетание двух трапеций или двух трапецоидов, расположенных по обе стороны от основного пути. Устраиваются также парки, в которых в одном или обоих концах уложены стрелочные улицы под углом 2 а, веерные стрелочные улицы, пучкообразные и т.

В парках с большим числом путей применяют сочетание двух или нескольких простейших форм парков. В конце таких комбинированных парков имеются обычно составные или комбинированные стрелочные улицы.

Раздельный пункт – это пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны, регулирующий пропуск поездов, обеспечивающий безопасность движения и необходимую пропускную способность.

Раздельные пункты классифицируются на:

  • пункты без дополнительного путевого развития (путевые посты, проходные светофоры при автоблокировке);
  • пункты с дополнительным путевым развитием (станции, обгонные пункты и разъезды).

Разъезды – раздельные пункты с дополнительным путевым развитием, располагающиеся на однопутных линиях, имеющие путевое развитие для скрещения и обгона поездов.

Обгонными называются раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие для обгона одних поездов другими и допускающие в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой.

Станция – это раздельный пункт, имеющий путевое развитие и предназначенный для приема, отправления, скрещения и обгона поездов, приема к перевозке, выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а также для выполнения технических операций и операций подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования предприятий. Характерной особенностью станции является наличие маневровой работы.

В зависимости от основного назначения и характера работы железнодорожные станции классифицируются на:

  • промежуточные (в том числе обгонные пункты и разъезды);
  • участковые;
  • сортировочные;
  • пассажирские;
  • грузовые;
  • специальные.

Промежуточные станции служат для скрещения и обгона поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по отцепке вагонов от сборных поездов и прицепки к ним, обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (при их наличии) и др.

Участковые станции предназначены в основном для смены локомотивов и бригад, технического обслуживания составов поездов, расформирования и формирования сборных и участковых поездов, выполнения пассажирских и грузовых операций (в большем объеме, чем на промежуточных станциях) и др.

Сортировочные станции сооружаются для массового расформирования поездов, формирования сквозных поездов, а также участковых, сборных и вывозных поездов, отправляемых на прилегающие участки, и передаточных поездов на другие станции узла.

Пассажирские станции устраиваются в крупных городах и предназначаются для обслуживания пассажиров, приема и выдачи багажа и почты. Операции по ремонту и экипировке пассажирских составов осуществляют в технических парках этих станций, а при значительном числе пассажирских составов сооружают специальные пассажирские технические станции.

Грузовые станции, главная задача которых состоит в погрузке–выгрузке грузов и перегрузке их с одного вида транспорта на другой, подразделяются на станции общего пользования, станции, обслуживающие преимущественно предприятия и склады, и специальные грузовые станции (перегрузочные, портовые и нефтеналивные).

В зависимости от объема и сложности работы станции делятся на внеклассные, I, II, III, IV, V классов. Класс устанавливается оценкой показателей, характеризующих работу за год, в условных единицах (баллах). К числу показателей относятся грузовая работа (погрузка и выгрузка на путях общего и необщего пользования); сортировка вагонов с мелкими отправками и контейнерами; переработка транзитных и местных вагонов, отправление и пропуск поездов со сменой локомотивов и бригад и отдельно без смены, подготовка вагонов к перевозке пассажиров и грузов, санитарная их обработка и льдоснабжение.

Для выполнения пассажирских, грузовых и технических операций станции и узлы, кроме путевого развития, должны иметь комплекс технических устройств, в том числе пассажирские и грузовые устройства, сооружения локомотивного и вагонного хозяйств, устройства водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, служебно-технические и культурно-бытовые здания, жилые поселки. Все эти устройства и сооружения взаимно связаны между собой в общем процессе работы станции или узла и составляют единый комплекс. Размеры отдельных устройств определяются объемом работы.

Рисунок 1 Классификация раздельных пунктов

Для приема, отправления, скрещения и обгона поездов, формирования и расформирования составов, подачи и уборки вагонов к пунктам погрузки и выгрузки, перемещения локомотивов и вагонов станция должна располагать путевым развитием.

Железнодорожные пути на станции классифицируются на две группы:

  • станционные;
  • специального назначения.

Классификация станционных путей:

  • главные станционные;
  • приемоотправочные;
  • сортировочные;
  • вытяжные;
  • погрузочно-выгрузочные;
  • прочие станционные пути.

На чертежах станционный путь, как и любой другой, чаще всего изображают одной линией, показывающей положение его оси (рис. 2, а). Двухниточное изображение (рис. 2, б) применяют только для детализации конструкций отдельных устройств (стрелочных переводов, сплетения путей, смотровых канав и др.

Рисунок 2 Изображение железножорожных путей в плане: а – в осях, б – двухниточное

Главные станционные пути являются продолжением путей прилегающих перегонов к станции и не имеют отклонений на стрелочных переводах. Назначение их – пропуск пассажирских и грузовых поездов без остановки или с кратковременной остановкой. Их изображают на планах станций более жирными линиями и нумеруют римскими цифрами (рис. 3, путь I).

Приемоотправочные пути (рис. 3, пути 2, 3, 4) служат для приема с перегонов, стоянки, отправления на перегон, а также для пропуска поездов без остановки. Стоянки требуются для скрещения поездов на однопутной линии, обгона поездов, а также для выполнения с их составами операций, предусмотренных технологическим процессом работы данной станции.

Сортировочные пути (рис. 3, пути 5, 6) предназначены для сортировки, накопления вагонов по назначениям и формирования из них поездов в соответствии с планом формирования.

Вытяжные пути (рис. 3, пути 7, 8) выполняют операции с составами поездов или группами вагонов, при которых их переставляют (вытягивают) с приемоотправочных, погрузочно-разгрузочных или сортировочных путей для последующей сортировки по назначениям, подачи на другие пути, для выполнения с ними операций, предусмотренных технологическим процессом станции.

Погрузочно-разгрузочные пути (рис. 3, путь 9) используют для постановки вагонов, с которыми будут выполнять грузовые операции. Эти пути можно располагать у открытых или крытых складов, вводить внутрь крытых складов, укладывать поверху разгрузочных эстакад для сыпучих грузов и др.

Рисунок 3 Схема путевого развития станции

На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в группы, называемые парками. По назначению они делятся на парки: приема, отправления, сортировки, отстоя подвижного состава, экипировки вагонов и локомотивов и т.

Прочие станционные пути – деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), ходовые для пропуска локомотивов, соединительные, пути для стоянки специальных и пассажирских вагонов, пожарных и восстановительных поездов, снегоуборочных и путевых машин, перегрузочные, весовые и другие.

Кроме того, на станциях имеются пути специального назначения, которые классифицируются на:

  • железнодорожные пути необщего пользования предприятий, предназначенные для подачи, как отдельных вагонов, так и целых составов под погрузку или выгрузку и уборки после грузовых операций;
  • предохранительные тупики (рис. 3, путь 10) полезной длиной не менее 50 м, исключающие выход подвижного состава на маршруты следования поездов;
  • улавливающие тупики (рис. 3, путь 11) для остановки потерявшего способность торможения поезда или его части при движении по затяжному спуску в сторону станции. Путь 11 должен иметь достаточную длину и подъем в сторону тупика, устанавливаемые специальным расчетом согласно ПТЭ, для приема со стороны А поезда или его части и исключения столкновения с вагонами, находящимися на станционных путях.

КлассификацияПравить

К раздельным пунктам на железной дороге относятся:

Делящие линию на перегоны:

Делящие перегон на блок-участки:

ГраницыПравить

Каждый раздельный пункт имеет чётко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов. Границами раздельных пунктов являются:

  • на однопутных участках — входные светофоры;
  • на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути — с одной стороны — входной светофор, с другой сигнальный знак «Граница станции»;
  • на двухпутных участках, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, границами с обеих сторон по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры.

Назначение и классификация раздельных пунктов.

Назначение и классификация раздельных пунктов.

Все железнодорожные линии делятся на перегоны или блок-участки.

Раздельные пункты.

Пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны или блок-участки, называются раздельными. Основным назначением раздельных пунктов является увеличение пропускной способности железных дорог, а также обеспечение безопасности движения поездов, так как между двумя раздельными пунктами может находиться только один поезд.

станции— раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, а также операции по приему и выдаче грузов и обслуживание пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с вагонами, локомотивами и поездами.

Понятие раздельный пункт ржд

Схема раздельного пункта:

1 – приемо-отправочные пути, 7,8 – погрузочно-разгрузочные пути, 9,10 – вытяжные пути, 11 – подъездной путь.

разъезды — раздельные пункты на однопутных линиях, предназначенные для скрещения и обгона поездов и имеющие путевое развитие.

Понятие раздельный пункт ржд

а – поперечный разъезд, б — продольный разъезд, в – полупродольный разъезд.

обгонные пункты — раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, которое допускает обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с одного главного пути на другой, т. отправление поезда по неправильному пути.

Понятие раздельный пункт ржд

Схема обгонных пунктов:

а – с поперечным расположением приемо-отправочных путей, б – со смещенным расположением путей, в – в, г – с одним обгонным путем.

путевые посты — раздельные пункты на железнодорожных линиях, не имеющих путевого развития и служащие для увеличения пропускной способности на участках, оборудованных полуавтоблокировкой блокировкой.

Понятие раздельный пункт ржд

Деление двухпутной линии путевыми постами.

проходные светофоры — раздельные пункты на участках, оборудованных автоблокировкой, каждый из которых на таком участке является границей перегона и в зависимости от сигнального показания разрешает поезду проследовать с одного блок-участка на другой.

Перегоном называется часть железнодорожной линии, которая ограничивается смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами, блок-участками или путевыми постами.

-межстанционные, границами которых являются смежные станции, разъезды или обгонные пункты;

-межпостовые, ограниченные путевыми постами или путевым постом и станцией.

Каждыйраздельный пункт имеет четко установленные границы, отделяющие его от прилегающих перегонов.

— на однопутных участках — входные светофоры (рисунок а);

— на двухпутных участках по каждому в отдельности главному пути — с одной стороны — входной светофор, а с другой стороны – сигнальный знак «Граница станции», устанавливаемый на расстоянии не менее 50 м от предельного столбика или стыков рамных рельсов (рисунок б);

— на двухпутных участках, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, границей станции по каждому в отдельности главному пути являются входные светофоры (рисунок в).

Понятие раздельный пункт ржд

Типы границ раздельных пунктов.

Станционные пути. На железнодорожных станциях пути подразделяются: главные, станционные и специального назначения.

Главными путями в пределах станции называются пути, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.

Станционнымипутями считаются все пути в пределах станции. Каждый станционный путь предназначен (специализирован) для выполнения определенных операций.

В зависимости от этого они подразделяются на приемоотправочные пути, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские(локомотивного и вагонного хозяйства) и прочие.

К путям специального назначения относятся:

— пути стоянки восстановительных и пожарных поездов;

— предохранительные тупики — тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов;

— улавливающие тупики — тупиковые пути, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску;

— железнодорожные подъездные пути на станциях и перегонах.

Все станционные пути имеют свою нумерацию. Главные пути нумеруются римскими цифрами: по нечетному направлению нечетными — I, III и т. , по четному направлению – четными II, IV и т.

Понятие раздельный пункт ржд

Нумерация путей и стрелочных переводов на промежуточной станции

Нечетным направлением движения поездов считается движение с Севера на Юг и с Востока на Запад, а движение поездов в обратном направлении — четным.

Стрелочные переводы.

На железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах важным элементом являются устройства, которые служат для перевода подвижного состава с одного пути на другой и носят название соединения путей. Наиболее распространенным видом соединения путей являются стрелочные переводы. Они позволяют переводить с одного пути на другой вагоны, локомотивы и поезда.

Стрелочные переводы объединяются в посты, которые в зависимости от их перевода подразделяются на стрелочные посты (нецентрализованные) объединяют стрелки, остряки которых переводит вручную дежурный стрелочного поста при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки и посты централизацииобъединяют стрелки, которые переводятся специальными устройствами (электроприводами) с одного центрального пункта.

Эти пункты на станциях называются станционными постами централизации, в которых сосредоточено управление централизованными стрелками и сигналами всей станции или группой централизованных стрелок и сигналов.

Станционные централизованные посты подразделяются:

— пост ДСП (дежурного по станции);

— пост ГАЦ (горочной автоматизации);

— ДЦ (диспетчерская централизация);

— СП (станционные посты сигнализации, когда стрелками и сигналами управляет сигналист с поста или маневровой колонки, расположенной в районе группы управляемых им стрелок и сигналов).

Стрелочные переводы нумеруются:

— со стороны нечетного направления — нечетными арабскими цифрами;

— со стороны четного направления — четными арабскими цифрами.

Не допускается одинаковая нумерация стрелок на одной станции, а для крупных станций для каждого парка устанавливается своя нумерация.

Номера стрелок указываются в техническо-распорядительном акте станции (ТРА) и выписках из него.

Приемо-отправочные пути для пригородного движения, 2- вокзал для пригородных пассажиров, 3 – пассажирское здание для дальних пассажиров, 4 – приемо-отправочные пути колеи 1435 мм для пассажирского движения, 5 – багажное и почтовое отделения, 6 – тупики для стоянки вагонных тележек колеи 1435 мм, 7 – служебно-техническое здание пункта перестановки, 8 – помещение для маневровых лебедок, 9 – электродомкраты, 10 – тупики для стоянки вагонных тележек колеи 1520 мм, 11 – вагоно-моечная машина, 12 – устройство для дегазации вагонов, 13 – парк резервных вагонов, 14 – склад угля, 15 – ремонтно-экипировочные депо, 16 – служебно-технические здания, 17 – перронный парк для дальнего движения колеи 1520 мм, ПБ – перевалочная база, ТП – технический парк, ЭУ – экипировочные устройства.

Грузовые станции, которые обслуживают население и предприятия, не имеющие подъездных путей, называются станциями общего пользования. Они имеют грузовые районы с крытыми складами для тарно-штучных грузов, контейнерные и тяжеловесные площадки, повышение пути для выгрузки сыпучих грузов и другие устройства для погрузки и выгрузки грузов. Грузовые станции необщего пользования обслуживают предприятия.

Узлы крестообразного типа

Устройства железнодорожных узлов делятся на три основные группы, предназначенные для грузового движения, обслуживающие пассажирские перевозки, используемые для выполнения грузовых и пассажирских операций.

К первой группе относятся сортировочные, грузовые общего пользования, специализированные грузовые станции, главные пути для грузового движения, соединительные пути, подъездные пути и места не общего пользования, локомотивные и вагонные депо.

Ко второй группе относятся пассажирские и пассажирские технические станции, платформы, главные соединительные и другие пути для пассажирского движения, пассажирские локомотивные и вагонные депо.

В третью группу входят объединенные станции, в том числе участковые, промежуточные, портовые и другие, а также главные пути, по которым проходят грузовые и пассажирские поезда, посты слияния и разветвления линий, пересекающихся в уровнях и образующих путепроводные развязки.

Понятие раздельный пункт ржд

НазначениеПравить

Раздельные пункты, простейшими из которых являются разъезды и обгонные пункты, служат для скрещения, обгона поездов, обеспечивают безопасность их движения и увеличивают пропускную способность участков железных дорог. На станциях кроме того осуществляются операции по приёму, отправлению, формированию и расформированию (сортировочные и участковые станции) поездов, производится приём-выдача грузов, обслуживание пассажиров, ремонт и обслуживание подвижного состава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.