Внешний риск влияет на сдо ржд

Риски по направлениям деятельности

Структура рисков ОАО «РЖД» обусловлена особым вниманием Компании к наиболее существенным направлениям деятельности и непрерывному совершенствованию управления соответствующими процессами в условиях постоянного изменения внешней среды для достижения амбициозных целей. В целом Компании удалось достигнуть поставленных в 2019 году задач, несмотря на реализацию рисков по следующим направлениям деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • организация движения;
  • капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт;
  • правовое обеспечение и комплаенс;
  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • международная деятельность.

К основным мероприятиям по воздействию на риски, реализованным в 2019 году, относятся:

  • анализ и оптимизация внутренних процессов, направленных на выявление основных проблемных мест, выработку и реализацию системных мероприятий по снижению их влияния и недопущению негативных событий в будущих периодах (включая совершенствование внутренних нормативных документов Компании), в том числе с учетом передового опыта на рынке;
  • автоматизация и цифровизация, в том числе позволяющая повысить достоверность и оперативность данных, снизить человеческий фактор и ручной труд, повысить скорость принятия управленческих решений;
  • законодательные инициативы, направленные на повышение прозрачности деятельности Компании, в том числе посредством использования инструмента «регуляторной гильотины»;
  • обучение и повышение уровня компетенций работников Компании.

Карта рисков

Профиль рисков АО «ФПК» на 2021 год

В целях визуализации значимости рисков разработана карта рисков.

На карте рисков по оси Y отображена величина (степень) влияния идентифицированных рисков на деятельность АО «ФПК», а по оси X – вероятность их реализации.

Ключевые риски

Согласно приведенной методике в 2020 году восемь рисков АО «ФПК» определены как ключевые:

  • снижение пассажирооборота;
  • неэффективное использование вместимости пассажирских поездов;
  • снижение доходной ставки (дерегулированный сегмент);
  • снижение доходной ставки (регулируемый сегмент);
  • увеличение себестоимости пассажирских перевозок;
  • отклонение от достижения запланированных эффектов реализации стратегических инициатив;
  • неисполнение ключевых инвестиционных проектов;
  • дефицит поездных бригад.

Принципы управления

Советом директоров АО «ФПК» утверждена Политика по управлению рисками и внутреннему контролю АО «ФПК» (далее – Политика), разработанная в соответствии с Политикой по управлению рисками и внутреннему контролю ОАО «РЖД».

В соответствии с Политикой основной целью СУР и ВК является обеспечение разумной уверенности в достижении:

  • стратегических целей;
  • операционных целей;
  • целей в области исполнения требований применимых международных нормативных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, внутренних нормативных документов Компании;
  • целей в области обеспечения достоверности, своевременности и качества всех видов отчетности.
Читайте также:  Как называется четвёртая категория дефектов?

Политикой определено, что организация и функционирование СУР и ВК в АО «ФПК» осуществляются в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», а именно:

  • риск-менеджмент создает и защищает ценность;
  • риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов;
  • риск-менеджмент является частью процесса принятия решений;
  • риск-менеджмент явным образом связан с неопределенностью;
  • риск-менеджмент является систематическим, структурированным и своевременным;
  • риск-менеджмент основывается на наилучшей доступной информации;
  • риск-менеджмент является адаптируемым;
  • риск-менеджмент учитывает человеческие и культурные факторы;
  • риск-менеджмент является прозрачным и учитывает интересы заинтересованных сторон;
  • риск-менеджмент является динамичным, итеративным и реагирующим на изменения;
  • риск-менеджмент способствует постоянному улучшению организации.

Основные задачи СУР и ВК:

  • создание инфраструктуры и нормативно-методологической основы для эффективного функционирования процесса управления рисками;
  • интеграция процедур управления рисками и внутреннего контроля в стратегическую и операционную деятельность Компании, что позволит проактивно реагировать на риски и негативные изменения внешней и внутренней среды (посредством планирования и реализации мероприятий по воздействию на риск);
  • повышение информированности участников СУР и ВК и прочих заинтересованных сторон о рисках;
  • сокращение числа непредвиденных событий, способных оказать негативное влияние на достижение целей АО «ФПК».

Центрами принятия управленческих решений в части управления рисками в АО «ФПК» являются Совет директоров и Генеральный директор.

В целях разработки рекомендаций по принятию управленческих решений в Компании функционируют Комитет по аудиту и рискам Совета директоров и Комитет по управлению рисками.

Модель трех линий защиты

АО «ФПК» при осуществлении своей деятельности использует подход модели трех линий защиты, основывающийся на разделении ролей и обязанностей. Каждая линия защиты повышает вероятность успешного достижения АО «ФПК» своих целей.

Совершенствование СУР и ВК в 2020 году

В 2020 году, в период неопределенности, действующая система управления рисками способствовала повышению адаптивности Компании, ее основных процессов и систем, что позволило оперативно пересмотреть бизнес-цели и подготовить сценарные варианты развития АО «ФПК» на период до 2025 года. Таким образом, система управления рисками была направлена на поддержку в достижении поставленных перед Компанией целей.

В течение 2020 года реализован ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности СУР и ВК.

Результаты проведенной оценки надежности и эффективности СУР и ВК за 2020 год показали, что в целом она надежна и эффективна:

  • дизайн процесса управления рисками направлен на достижение стратегических целей Компании;
  • отдельные замечания по функционированию СУР и ВК не повлияли на достижение целей Компании.
Читайте также:  Что из перечисленного необходимо указать в сообщении о сходе подвижного состава на станции сдо ржд

Отделом внутреннего аудита предложены способы повышения эффективности СУР и ВК.

В 2020 году в соответствии с нормативной базой ОАО «РЖД» была актуализирована нормативно-методологическая база АО «ФПК»:

  • разработаны и утверждены нормативные и регламентирующие документы: Методические рекомендации по определению приемлемой величины рисков (риск-аппетита), Методические рекомендации по управлению рисками и внутреннему контролю, Регламент взаимодействия в процессе управления рисками и подготовки отчетности;
  • Методические рекомендации по определению приемлемой величины рисков (риск-аппетита),
  • Методические рекомендации по управлению рисками и внутреннему контролю,
  • Регламент взаимодействия в процессе управления рисками и подготовки отчетности;
  • усовершенствованы подходы к идентификации, анализу и оценке рисков АО «ФПК».

В 2021 году планируется продолжить дальнейшее совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля АО «ФПК» с учетом реализации проекта по совершенствованию и развитию интегрированной модели управления рисками ОАО «РЖД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *