Чрезвычайные ситуации муниципального характера вызвали ответные действия со стороны российских железных дорог

Чрезвычайная ситуация

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 марта 2022 года; проверки требуют 13 правок.

Классификация чрезвычайных ситуацийПравить

По характеру источников возникновения:

  • природного;
  • техногенного;
  • экологического;
  • биолого-социального характера.

По сфере возникновения:

  • террористического характера;
  • гуманитарного характера;
  • природного характера;
  • техногенного характера.

По масштабу и размеру ущербаПравить

  • Локального характера, — зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 240 тысяч рублей;
  • Муниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • Межмуниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей;
  • Регионального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей;
  • Межрегионального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей;
  • Федерального характера, — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 миллиардов рублей.

Классификация не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникающие вследствие лесных пожаров.

Поражающие факторыПравить

Чрезвычайная ситуация любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

  • предварительная — образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного или техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса;
  • первая — инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду;
  • вторая — осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация чрезвычайной ситуации (эта стадия может начинаться и до завершения первой стадии);

Средства и методы оповещенияПравить

Для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях используются различные технические средства — сирены, эфирное (например, уличные и передвижные репродукторы) и проводное радио, рассылка СМС на мобильные телефоны, телевидение. Во многих развитых странах существует Автоматизированная система централизованного оповещения.

Правила поведения при режиме ЧС в РоссииПравить

Согласно утвержденным правилам, при объявлении режима ЧС алгоритм действий для граждан будет транслироваться по радио, телевидению и передаваться посредством SMS. При сигнале оповещения гражданам следует ознакомиться с алгоритмом действий доступным им способом или обратиться в экстренную службу по номеру «112». Получив инструкции, население в соответствии с ним должно покинуть опасную зону либо воспользоваться средствами индивидуальной защиты. На территории, где объявлен режим ЧС, граждане должны подчиняться указаниям руководителя ликвидацией ЧС и представителей экстренных служб. Граждане обязаны иметь при себе и предъявлять по требованию властей удостоверение личности.

  • ТР ЕАЭС 050/2021 Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Что такое режим ЧС и почему его вводят? — Новости года гражданской обороны — Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия. 08.mchs.gov.ru. Дата обращения: 5 апреля 2022.
  • Портал ГАРАНТ.РУ Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями от 17 мая 2011 года и 20 декабря 2019 года) Архивная копия от 9 февраля 2022 на Wayback Machine
  • Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. III: П — С. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  • Поражение//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. III: П — С. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  • Чрезвычайная ситуация // Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. — Т. IV: Т — Я. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
  • Самоизоляция.инфо. Правила поведения при режиме ЧС. Дата обращения: 3 апреля 2020. Архивировано 28 февраля 2021 года.

СсылкиПравить

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(в ред. Федеральных законов от 30. 2008 N 309-ФЗ, от 01. 2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(в ред. Федерального закона от 30. 2008 N 309-ФЗ)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04. 2006 N 206-ФЗ)

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 01. 2012 N 23-ФЗ)

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее — уровень реагирования) — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 01. 2012 N 23-ФЗ)

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

(часть десятая введена Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, — это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 08. 2015 N 38-ФЗ)

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы — это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 08. 2015 N 38-ФЗ)

Критически важный объект — это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 08. 2015 N 38-ФЗ)

Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 08. 2015 N 38-ФЗ)

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 02. 2015 N 119-ФЗ)

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций — это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(часть семнадцатая введена Федеральным законом от 30. 2015 N 448-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22. 2004 N 122-ФЗ)

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 30. 2015 N 448-ФЗ)

в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 30. 2021 N 459-ФЗ)

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «г» в ред. Федерального закона от 02. 2013 N 158-ФЗ)

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

и) утратил силу. — Федеральный закон от 22. 2004 N 122-ФЗ;

к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «к» введен Федеральным законом от 04. 2006 N 206-ФЗ)

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

(пп. «л» введен Федеральным законом от 28. 2010 N 412-ФЗ)

м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. «м» в ред. Федерального закона от 03. 2019 N 159-ФЗ)

н) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4. 1 настоящего Федерального закона;

(пп. «н» введен Федеральным законом от 01. 2012 N 23-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15. 2016 N 31-ФЗ, от 03. 2019 N 159-ФЗ)

о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;

(пп. «о» введен Федеральным законом от 11. 2013 N 9-ФЗ)

п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «п» введен Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

р) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(пп. «р» введен Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

с) утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «с» в ред. Федерального закона от 11. 2021 N 170-ФЗ)

т) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;

(пп. «т» введен Федеральным законом от 03. 2019 N 159-ФЗ)

у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;

(пп. «у» введен Федеральным законом от 01. 2020 N 98-ФЗ)

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а. 2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а. 1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

(пп. «ф» введен Федеральным законом от 01. 2020 N 98-ФЗ)

В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом «а. 2» статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами «у» и «ф» пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.

1 введен Федеральным законом от 01. 2020 N 98-ФЗ)

Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 30. 2015 N 448-ФЗ)

б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Федеральных законов от 03. 2019 N 159-ФЗ, от 30. 2021 N 459-ФЗ)

в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 02. 2013 N 158-ФЗ)

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 01. 2012 N 23-ФЗ)

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4. 1 настоящего Федерального закона;

(пп. «к» введен Федеральным законом от 01. 2012 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 15. 2016 N 31-ФЗ)

(пп. «л» введен Федеральным законом от 11. 2013 N 9-ФЗ)

м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

(пп. «м» введен Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

(пп. «н» введен Федеральным законом от 02. 2013 N 158-ФЗ)

о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований;

(пп. «о» введен Федеральным законом от 03. 2019 N 159-ФЗ)

п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.

(пп. «п» введен Федеральным законом от 30. 2021 N 459-ФЗ)

Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

1 введен Федеральным законом от 04. 2006 N 206-ФЗ)

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3 введен Федеральным законом от 22. 2004 N 122-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02. 2015 N 119-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.