Водоборьба – система организационно-технических мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства (земляное полотно, мосты, трубы, лотки, водоотводы) и объектов водоснабжения (плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные станции и др. ) к проходу и пропуску весенних и ливневых вод, а также по проведению ежегодных укрепительных, ремонтных и строительных работ по планам текущего содержания, капитального ремонта и переустройства сооружений. Водоборьба включает мероприятия, выполняемые как заблаговременно (до наступления сроков ледохода), так и перед началом, во время и после ледохода и прохода весенних и ливневых вод. На подготовительный период ежегодно по результатам осеннего осмотра сооружений руководство дистанции пути уточняет наличие опасных в отношении размывов мест и по каждому объекту определяет работы, подлежащие выполнению на каждом этапе водо-борьбы с указанием необходимых материалов, технических средств и рабочей силы. При этом должны быть учтены классификация сооружений по водопропускной способности, гидрогеологический прогноз, интенсивность снеготаяния, формирования и прохождения паводка. Оперативный план водоборьбы согласовывается со службами управления дороги и утверждается начальниками дорог: для Сибири – до 10 февраля, для остальных районов – до 10 января. В соответствии с планом определяются сроки исполнения и порядок привлечения в период водоборьбы дополнительной рабочей силы от предприятий дороги, назначаются ответственные по каждому опасному объекту, предусматривается оснащение связью и освещение опасных объектов, а при необходимости – постоянное дежурство на них. Отделение дороги контролирует ход подготовительных работ, формирование противоразмывных поездов и др. Дистанции пути и отделы водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений непосредственно обеспечивают организацию и выполнение работ по плану водоборьбы, в т. техническую учебу и инструктаж подчиненных работников, связанных с пропуском льда, весенних и ливневых вод, по подготовке каждого объекта и по порядку действий в период паводка. На дистанции пути, где должны проводиться взрывные работы по дроблению льда, предусматривается подготовка складов для хранения взрывчатых материалов, оформление разрешения на право производства работ, подготовка и переподготовка взрывников и заведующих складами взрывчатых веществ. Перечень подготовительных работ для дистанции пути перед началом ледохода и паводка определен инструкцией МПС РФ В соответствии с ней дистанции пути при первых признаках таяния снега должны выполнить: уборку и вывоз снега с ж. узлов и станций, вскрытие и очистку водоотводных устройств, очистку от снега балластной призмы в местах, подверженных разжижению; вскрытие и очистку от снега кюветов, нагорных и водоотводных канав, лотков, труб; очистку от снега откосов насыпей, выемок, подверженных оползням, сплывам и другим деформациям; устройство прорезей в снежных валах, за которыми может скопиться вода. Работы, связанные с защитой искусственных сооружений, выполняемые за 10-15 дней до ожидаемого ледохода, включают: расчистку от снега входов и выходов у малых мостов и труб; расчистку русла около наледей; уборку из отверстий труб щитов, закрывающих их на зиму; сколку льда у опор больших мостов, деревянных опор и переходов; заборку материалов для устройства волнобоев. В процессе паводка и ледохода выполняются все запланированные мероприятия, при необходимости дополняемые оперативными (в соответствии с оперативной обстановкой) по недопущению заторов льда, размывов и деформаций земляного полотна и сооружений, то есть по обеспечению безопасности движения поездов в целом. Необходимые меры принимаются на основе постоянных наблюдений за изменением горизонта воды, характерными особенностями ее прохода (скорость, водовороты и застой воды); за изменениями конусов мостов посредством промеров глубины русла по оси моста и на расстоянии 25 м выше и ниже по течению, регуляционных сооружений; за работой водоотводов, оврагообразованием, сохранением неустойчивых откосов и т. В случае опасности подмыва опоры или конуса моста промоины немедленно забрасывают крупным камнем (рис. 113), кулями или мешками с глиной или мелким камнем, габионами. При переполненных талыми водами кюветах балластную призму защищают от размыва укладкой по обочине земляного полотна мешков с песком (рис. 114) и принимают меры по пропуску воды с подтопленной стороны по временным деревянным лоткам или трубам, укладываемым между шпалами.
Отвод воды от станционных путей и стрелочных переводов осуществляется по лоткам, канавам, дренажным и коллекторным устройствам. После пропуска весенних и ливневых вод по результатам комиссионного осмотра пути и его сооружений дистанциями пути и отделами водоснабжения и санитарно-технических устройств отделение дороги разрабатывает и осуществляет первоочередные организационно-технические мероприятия по ликвидации повреждений, создающих угрозу безопасности движения, и последующие мероприятия – для выполнения летнего сезона по откорректированным планам текущего содержания, ремонтов и переустройства сооружений ж. пути.
§ 70. Водоборьба
При подготовке к пропуску весенних вод составляют перечень мест, которым угрожает паводок и где требуется организовать усиленный надзор при проходе весенних вод. В этом перечне указывают мероприятия по обеспечению безопасного пропуска воды и ледохода, количество необходимого инструмента и материалов, особенно противоразмывных (камень, фашины, доски, мешки с песком, бревна, увязочный материал и др. Противоразмывочные материалы и инструмент размещают непосредственно у угрожаемых мест, а также на специально организуемом противоразмывном восстановительном поезде. Для наблюдения за участками пути и сооружений, подверженных размывам и повреждениям от ледохода, выделяют ответственных работников дистанции пути. Эти места хорошо освещают и устраивают на них телефонную связь; устанавливают рейки для замеров поднятия уровня воды или организуют специальные водомерные посты. Ранней весной, когда снег еще не начал таять, вскрывают кюветы и водоотводные канавы для того, чтобы вода стекала беспрепятственно по водостокам; из-за переполнения водоотводов вода может выйти на путь и размыть его. Ось канав и кюветов при этом определяют по вешкам, поставленным еще осенью. Вскрытие кюветов и канав начинают снизу, чтобы вода при таянии стекала по траншее, а не затопляла ее. Одновременно вскрывают отверстия труб под переездами и русла у малых искусственных сооружений, отрывая в снегу траншеи на протяжении не менее 20 м выше и ниже моста или трубы. У малых искусственных сооружений убирают щиты, закрывавшие отверстия. В глубоких выемках, на откосах которых за зиму скопилось большое количество снега, устраивают в снегу наклонные траншеи к кюветам. С неустойчивых откосов земляного полотна удаляют снег. При наступлении оттепели на нулевых местах и в выемках удаляют снег с балластной призмы и обочин, чтобы предупредить появление в пути просадок и выплесков. До начала ледохода окалывают лед около свай и опор деревянных и каменных мостов и вокруг ледорезов с верховой стороны по течению. С началом бурного таяния снега внимательно наблюдают за безопасным проходом вод в малых искусственных сооружениях.
Заторы воды выше сооружения опасны тем, что при прорыве вода может обрушиться на сооружение и повредить его; заторы ниже сооружения способствуют образованию подпоров, создающих угрозу затопления и размыва сооружения. Если образуется затор льда, его ликвидируют и размельчают подрывными средствами. В пределах пойм осматривают дамбы, бермы, земляное полотно. Малейшее повреждение откосов исправляют. При течении воды вдоль насыпи откос ее проверяют с лодки шестом. Обнаружив подмыв насыпи, откос укрепляют кулями или мешками с грунтом, поверх которых набрасывают камень. При размыве на большой глубине мешки или кули с грунтом опускают в воду по доскам или слегам, для погружения которых к концам их, опускаемым в воду, привязывают груз. Укладка кулей и мешков в два ряда защищает земляное полотно от дальнейшего размыва. При угрозе переполнения водой кюветов балластный слой от размыва защищают укладкой кулей и мешков с грунтом на обочине земляного полотна. Первый слой мешков укладывают поперек обочины, а второй — вдоль нее. При переполнении одного кювета и нормальной работе другого укладывают в шпальные ящики деревянные лотки для пропуска воды в нормально работающий кювет. После спада воды осматривают водоотводы и сооружения, устанавливают объемы неотложных работ и выполняют эти работы.
§ 71. Пескоборьба
Борьба с песчаными заносами бывает необходима на участках железных дорог, которые проходят через районы сыпучих песков. Под влиянием ветра при скорости его 4 м/с и более подвижные пески приходят в движение и образуют неровности, называемые барханами. Барханы перемещаются по направлению господствующих ветров и образуют отложения в большинстве случаев серповидной формы. Подвижные пески, если их не закрепить, способны засыпать не только выемку, но и насыпь. Пески сначала отлагаются у подошвы наветренного откоса и постепенно уполаживают его, затем они надвигаются на путь, отлагаясь в виде отдельных языков, и, если не принять своевременных мер к их задержанию, засыпают путь на значительном протяжении. Предотвратить занос пути подвижными песками возможно закреплением их растительностью (травяной и древесной) или устройством различных искусственных защит, аналогичных по принципу работы защитам, устраиваемым для борьбы со снежными заносами. Породы растительности подбирают в зависимости от местных условий (саксаул, кандым, тамариск, черкез и др. Для закрепления песков применяют также покрытие их поверхности битумной эмульсией, которая связывает частицы песка и образует корку.
Конструкция защит, их расположение в плане относительно пути разнообразны и зависят от местных условий. Их устраивают, например, в виде невысоких сплошных заборов или решетчатых заграждений из досок, камыша. При незначительном отложении песка на пути его удаляют и разбрасывают по ветру вручную, большие заносы расчищают с помощью бульдозеров, грейдеров и другой землеройной техники.
Вопросы для самопроверки
- Какие установлены степени и категории снегозаносимости пути?
- Какие участки пути относятся к I, II и III категориям заносимости?
- Дайте сравнительную характеристику применяемым снегозащитным устройствам.
- Назовите типы переносных снеговых щитов и условия их применения.
- Как ограждают путь и железнодорожные переезды переносными снеговыми щитами?
- Каков порядок установки переносных снеговых щитов на участках I, II и III категорий заносимости?
- В каком порядке производят очередные перестановки снеговых щитов?
- Как готовят путь к работе в зимних условиях?