Тележки вагонов служат для направления вагона по рельсовому пути, распределения и передачи всех нагрузок от кузова на путь, восприятия тяговых и тормозных сил, обеспечения движения вагона с минимальным сопротивлением и необходимой плавностью хода.
Основные технические характеристики тележек пассажирских вагонов
Неисправности пассажирских тележек, при которых запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов:
При ТО-1 без люлечных тележек 68-4075 и 68-4076 проверить:
- состояние сварных швов. Трещины в сварных швах и основном металле не допускаются;
- износ втулок кронштейнов крепления вертикальных и горизонтальных гасителей колебаний не более 0.5 мм;
- при подготовке в рейс состояние и величину износа скользуна, рабочая поверхность которой должна быть гладкой, без задиров. Задиры, риски удалить механической обработкой. Скользун высотой менее 12 мм заменить новым;
- крепление болтового соединения скользунов;
- центральное и буксовое подвешивание;
- пружины центрального и буксового подвешивания осмотреть, пружины с трещинами, деформацией, отколами, потерявшие упругость (смыкание витков), должны быть заменены новыми;
- трещины и деформация буксовых поводков не допускаются. Люфт резинометаллических шарниров, а также износ резиновых втулок не допускаются;
- износ резьбовой части продольного поводка, смятие резьбы на гайках не допускается. Трещины и выкрашивание на любой части поводка, полное отслоение резины от армировки в резинометаллических пакетах не допускаются.
У поводков К-0493. 000/1 и К-0493. 000/3 (рисунок) производства ООО «ИВП-ЭД» внешним осмотром проверить отсутствие трещин, изломов деталей поводка, плотность затяжки болтов (размер 110+1 мм) и центральной стопорной гайки, состояние стопорных шайб (усики шайб должны плотно прилегать к головке болта).
Запрещается постановка и следование в поездах вагонов с просевшими пружинами, вызывающими перекос кузова или удары рамы о ходовые части, а так же вагонов, у которых рессорное подвешивание имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
- изломы, отколы, трещины витков, отсутствие хотя бы одной пружины;
- протертости, коррозийные повреждения более 10 °/о площади сечения витков;
- смыкание витков пружин;
- смещение опорных витков;
- свободное состояние пружины в рессорном комплекте (не нагружена).
- излом хомута, листа рессоры или излом пружины, а также отсутствие хотя бы одной пружины;
- трещины хомута, листа рессоры или пружины;
- сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;
- излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;
- излом или трещина в деталях центрального люлечного подвешивания.
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых тележки с гидравлическими гасителями колебаний имеют:
- трещины, обрывы или погнутость кронштейнов крепления гасителей, отсоединение штока от верхней крепительной головки гасителя;
- трещины, смятие и изломы корпуса или защитного кожуха гасителя;
- отсоединение защитного кожуха от верхней головки;
- заклинивание гасителя.
В пунктах формирования и оборота также не допускается постановка в поезд вагона с тележками, гидравлические гасители колебаний у которых имеют следующие неисправности:
- просроченные или заканчивающиеся в пути следования сроки ревизии гасителей колебаний;
- утечка масла из гасителей колебаний (в виде капель или сильного замасливания корпуса);
- отсутствие или сильный износ резиновых и металлических втулок в головках гам 4телей колебаний;
- протертости корпуса гасителей колебаний глубиной более 2 мм;
- перекос головки гасителя колебаний свыше 5 мм;
- отсутствие фиксирующих шайб, шплинтов гасителя колебаний.
При обнаружении на промежуточной станции в вагоне неисправностей, указанных выше (при условии, если трещины и обрывы кронштейнов не выходят на надрессорную балку), разрешается следование такого вагона до ближайшего пункта технического обслуживания без ограничения маршрутной скорости для следования в составе поезда. Неисправный гаситель должен быть заменён. Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний, неисправности, определяемые по ряду внешних признаков и способы их устранения:
- Сильные потеки (до капле образования) рабочей жидкости — Повреждено сальниковое уплотнение (изношены или поломаны каркасные манжеты, отвернулась гайка сальника, порвано уплотнительное резиновое кольцо) — Гаситель заменить;
- На корпусе отчетливо заметны следы более 30 мм перемещения защитного кожуха — Гаситель не ограничивает колебаний кузова — Гаситель заменить;
- Перекос защитного кожуха относительно корпуса гасителя — Нарушилось соединение штока и верхней крепительной головки; отвернулась гайка корпуса и произошло ослабление сальникового узла; разломалась (треснула) направляющая головка цилиндра; под кожyхом скопилась снеголедяная масса — То же;
- Надрессорная балка перекошена в вертикальной плоскости — Заклинивание штока с поршнем в корпусе гасителя колебаний -То же;
- Несоосное расположение крепительных головок гасителей колебаний относительно поперечной оси тележки (перекос гасителя в кронштейнах надрессорной балки и рамы) -Разрегулирована затяжка резинометаллических пакетов продольных поводков тележки (Несимметричность расположения головок гасителя относительно кронштейнов, Нарушение сварных швов кронштейнов, погнутость кронштейнов) — Отрегулировать затяжку (Устранить перестановкой промежуточных резиновых шайб, Кронштейны отремонтировать);
- Зазоры в узлах крепления гасителей к кронштейнам рамы тележки и надрессорной балки (суммарный зазор в узле крепления не должен превышать 1,0 мм) -Износились резиновые втулки головок, валик крепления или втулки в кронштейнах -Заменить неисправные детали;
- Отход бурта резиновой втулки от боковой поверхности крепительной головки гасителя свыше 2 мм — Ослабление крепления этой втулки в отверстии головки — Отремонтировать гаситель колебаний (запрессовать в его головку новые резинометаллические комплекты);
- Незатухающие колебания кузова после прохода с небольшой скоростью стыков и стрелок — Полная или частичная потеря работоспособности гасителей вследствие утечки рабочей жидкости, отказа клапанов, износа направляющей и штока, ослабление гайки корпуса, отсоединение верхней головки от штока — Гасители осмотреть, проверить прокачкой вручную на вагоне. Неисправные детали заменить.
П р и м е ч а н и е. Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний можно проверить прокачкой вручную. Для этого необходимо отсоединить от кронштейна верхнюю крепительную головку, наклонить гаситель под углом 45°, сжать и растянуть его. Гаситель должен иметь большое усилие сопротивления без заеданий и скачкообразного падения усилия сопротивления при полном растяжении и сжатии. При обнаружении сравнительно больших перемещений кузова одного или нескольких вагонов поезда встречающий осмотрщик должен более тщательно проверить гасители колебаний этих загонов.
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых тележки имеют неисправные гасители колебаний:
При браковке гасителя колебаний на промежуточной станции снимают неисправный гаситель, а вместе с ним снимают исправный гаситель на противоположной стороне тележки, работающей в паре неисправным. Иначе произойдёт «галапирование» — раскачка вагона до критических амплитуд и опрокидывание.
В пунктах формирования и оборота также не допускается постановка в поезд вагона с тележками, у которых имеются неисправности гасителей колебаний:
- просроченные или заканчивающиеся в пути сроки ревизии гасителей колебаний;
- утечки масла из гасителей колебаний в виде капель или сильного замасливания корпуса;
- отсутствие или сильный износ резиновых и металлических втулок в головках гасителей колебаний;
- протертость корпуса гасителя колебаний более 2 мм;
- перекос головки гасителя колебаний свыше 5 мм.
Запрещается постановка вагонов в поезда, следование в них с просевшими пружинами, вызывающими перекос кузова или удары рамы о ходовые части, а также вагонов, у которых рессоры и рессорное подвешивание имеют хотя бы одну из следующих неисправностей:
- излом или трещина хомута или листа рессоры;
- отсутствие хотя бы одной пружины;
- излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;
- сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;
- излом, трещина, отсутствие хотя бы одной пружины;
- смыкание витков пружин;
- трещина или излом подвески, серьги; тяги, поддона, люлечной (опорной) балки, подрессорной балки, валиков.
Зазоры
пассажирских тележек КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М
Скользуны
горизонтальные
КВЗ-5
2-6
Выход
скользуна из коробки КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М
Не менее 11
Скользуны
вертикальные боковые
поперечный
КВЗ-5
односторонний
—
суммарный
не более 8
поперечный
КВЗ-ЦНИИТВЗ-ЦНИИ
односторонний
не менее 5
суммарный
не более 30
Скользуны
вертикальные боковые
КВЗ-5
односторонний
не менее 30
суммарный
65-75
КВЗ-ЦНИИ, КВЗ-ЦНИИ-М,
ТВЗ-ЦНИИ-М
односторонний
30+5
суммарный
80-90
Разность
зазоров относящихся к одной продольной балке
не более 6
Зазор между
корпусом гасителя и кронштейном надрессорного бруса
не менее 7
Зазор между
рамой тележки и потолком буксы тележки (под тарой)
КВЗ-5,
КВЗ-ЦНИИ-1,2
не менее 56
КВЗ-ЦНИИ-М,
ТВЗ-ЦНИИ-М
не менее 50
Зазор между
накладкой продольной рамы и опорным листом надрессорного бруса тележек
КВЗ-ЦНИИ-М, ТВЗ-ЦНИИ-М (под брутто)
25-110
Зазор между
надрессорным брусом и рамой тележки (планка на раме тележек КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ)
(под брутто)
20-100
Зазор между
пятником и подпятником (зазор между упорной кромкой подпятника и пятником
кузова в тележках КВЗ-ЦНИИ)
9-18
При ТО-1 безлюлечных тележек 68-4075 и 68-4076 проверить:
У поводков К-0493. 000/1 и К-0493. 000/3 производства ООО «ИВП-ЭД» внешним осмотром проверить отсутствие трещин, изломов деталей поводка, плотность затяжки болтов (размер 110±1мм) и центральной стопорной гайки, состояние стопорных шайб (усики шайб должны плотно прилегать к головке болта).
Осмотр боковых рам тележек грузовых вагонов
При техническом обслуживании тележек модели 18-100, 18-578 и их аналогов производить осмотр боковых рам в видимой зоне, обращая особое внимание на зону А в радиус перехода R55 (наружная криволинейная поверхность буксового проёма боковой раме радиуса R55 перехода от горизонтальной опорной поверхности к вертикально направляющей поверхности и прилегающие боковые поверхности на расстоянии 10мм от фасок радиуса) и видимую часть зоны Б. Ответственность за не выявленные в этих зонах трещины несут осмотрщики вагонов, а за невидимую часть буксового проёма в зоне Б, закрытую прокладкой из износостойкого материала, ответственность несет вагоноремонтное предприятие. Причинами возникновения трещин являются:
- наличие ползунов, наваров, вы щербин на поверхности катания колеса выше допустимых размеров;
- неправильная работа тормозного оборудования, узлов и деталей рычажной передачи вследствие чего происходит замедленный отпуск тормозов с частичным или полным заклиниванием колёсной пары, что приводит к повышенному нагреву обода и диска колеса, что отрицательно отражается на структуре металла, особенно в зимний период;
- наличие дефектов при литье и изготовлении;
- перегруз вагона;
- резкие удары при роспуске с горки и т.д.
Метод Кермас Р. по выявлению трещин в литых деталях тележки и колесных парах грузовых вагонов с помощью перочинного ножа.
Вагон нужно осматривать как можно ближе, находясь к деталям и узлам вагона. Помогает для выявления трещин в трудно выявляемых местах компактный и мощный фонарь даже в дневное время. Луч света направляется под углом 30-45 градусов.
При выявлении литых деталей тележки с признаками наличия трещин Кермас Р. зачищает участок перочинным ножом. Перочинный нож использует при наличии расслоений краски, разрывах краски, при повышенной пористости металла, при сколах и выкрашивание металла. При зачистке перочинным ножом, трещина будет цепляться за лезвие ножа. Компактность перочинного ножа позволяет использовать его в трудно доступных для зачистки щеткой места. Затем производится осмотр с применением лупы и зеркала.
Кермас Р. при осмотре колесных пар внимательно осматривает наружную часть обода, так как знает, что в процессе торможения у колеса с тонким ободом при интенсивном торможении или неисправности тормоза происходит сильный нагрев обода и при попадании снега происходит закалка наружной грани. Снаружи тонкая его часть быстро остывает, что приводит к появлению термических микротрещин. Впоследствии эти трещины интенсивно развиваются в связи с контактом тонкого обода и рельса, который как бы сминается и тем самым ускоряет развитие трещины.
Передовые методы и комплексный подход к выявлению трещин в литых деталях тележки и колесных парах при техническом обслуживании вагонов являются основой предупреждения аварий и крушений.
Метод Максимова (с помощью шуруповёрта)
Применение в своей работе шуруповерта с различными насадками, который позволяет производить зачистку труднодоступных мест и выявить трещину. Насадку круглой формы ОРВ Максимов А. применяет для зачистки приободной части колеса как с наружной так и с внутренней стороны, так как радиус насадки приближен к радиусу приободной части колеса. Насадка продолговатой формы в основном применяется для зачистки боковых рам внутреннего радиуса R-55. Насадка щётка из металлического ворса предназначена для снятия слоев краски, удаление ржавчины, окалины, раковин. Удобно применение такой насадки для зачистки технологического окна боковой рамы тележки.
Произведенная с помощью шуруповёрта зачистка более качественная и позволяет уже на ПТО определить поверхностная трещина или распространяется в глубину металла детали. Так зачистка горизонтальной поверхности внутреннего радиуса R- 55 боковой рамы, без шуруповерта очень затруднительна из-за трудной доступности и произвести качественную зачистку металлической щёткой невозможно. Особенно ценно применение шуруповерта при выявлении и подтверждении трещин п
риободной части колеса, т. эта зона не доступна для зачистки напильником или щеткой.
При осмотре необходимо обращать внимание на производителей литых деталей тележки и колесных пар. И имеющийся анализ уже из сломавшихся деталей, что позволяет сделать вывод о наиболее вероятных местах появления трещин, причинах их возникновения и развития. При наличии дефектов на поверхности катания колес, повышенных динамических нагрузках необходимо производить более тщательный осмотр и производить зачистку детали. Чем больше признаков динамических нагрузок, тем больше вероятность возникновения трещин. Изломавшиеся пружины рессорного комплекта, изношенные фрикционные клинья, ослабление и срез заклёпок фрикционных планок, выбитые пружины рессорного комплекта, наличии блестящей полосы, следов удара на упорных поверхностях буксовых проемов, смыкание витков пружин рессорного комплекта, сдвиг поясов котла цистерны и т. должны являться сигналом к необходимости зачистки внутреннего радиуса R- 55 литой боковой рамы вагона.
Возникновение трещин и их развитие на колесах связано с полнотой обода колеса, при величине обода более 40 мм трещины возникают с наружной стороны при, толщине менее 40 мм с внутренней стороны обода. ОРВ Максимов обращает внимание на клейма изготовителей колёс, при наличии клейма «20» развитие трещин более вероятно с наружной стороны, развитие трещин происходит и переходом с вертикальной на горизонтальную поверхность. ц твердосплавных колес чаще возникают термические трещины, которые в дальнейшем приводят к их развитию в ободе колеса.
Осмотр колёсных пар производится обязательно с пролазкой и остукиванием поверхности катания колеса контрольным молотком на предмет выявления трещин. трещины в дисках и изломы ободов колес происходят у длительно проработавших, изношенных, имеющих тонкий обод колес, рекомендуется особо внимательно осматривать колесные пары с толщиной обода 35 мм и менее у тележек, имеющих признаки неравномерного проката или ползуна. Наиболее выраженные признаки неравномерного проката: отсутствие контрольного шплинта крепления валика подвески или разработанное отверстие на скобе крепления данного шплинта, отсутствие валика подвески, колодочного клина и колодки, гайки триангеля, блестящие пружины рессорного комплекта и др. Необходимо внимательно осмотреть в этой зоне обод и диск колеса с обеих сторон, обстучать обод контрольным молотком. При наличии трещины звук глухой, дребезжащий, молоток как бы прилипает к колесу.