Техническое обслуживание тормозного оборудования в зимних условиях
При производстве технического обслуживания в в зимний период и в период перепада температур окружающего воздуха осмотрщики, осмотрщики-ремонтники вагонов, которым впервые предстоит работать в этих условиях, закрепляются за опытными осмотрщиками. Все ответственные узлы вагона требуют более тщательного контроля, так как в этот период возможны возникновения неисправностей по причине перепада температур. Все выявленные неисправности должны быть устранены. При обнаружении неисправностей, требующих отцепки вагона, выписывается уведомление формы ВУ-23М в двух экземплярах, и вагон направляется для ремонта на участок текущего отцепочного ремонта (ТОР).
Тормозное оборудование
Вероятность замерзания тормозов больше всего в период перехода от положительных к отрицательным температурам.
Замерзание возможно при температуре до +5°С.
В зимнее время работа тормозов ухудшается также в результате снижения уплотняющих свойств резиновых изделии, резьбовых соединений, загустения смазки, образования льда на рычажной передаче и тормозных колодках.
При техническом обслуживании тормозной системы вагонов более тщательно проверить:
На грузовых вагонах все пневматическое оборудование должно крепится жестко без деревянных прокладок, магистральный воздухопровод должен быть закреплен не менее чем в 7 местах (не считая крепление концевых кранов), включая обязательное его крепление на расстоянии от 280 до 300 мм по обеим сторонам от контргаек тройника (5) и муфт (6) дополнительных промежуточных резьбовых соединений (при их наличии).
- наличие и правильность установки устройств фиксирующих усилие затяжки крепежных гаек (шплинты, стопорные планки, шайбы, контргайки)
- наличие валиков рычажной передачи зафиксированных от выпадения шайбой и типовым шплинтом с разведенными усиками на угол не менее 90град., предохранителя валика подвески триангеля;
При осмотре вагонов отдельное внимание нужно обращать на наличие и состояние узла крепления валика подвески башмака.
Возможные неисправности узла крепления подвески башмака
А) обрыв предохранителя валика подвески башмака или его отсутствие,
Б) изгиб валика,
В) отсутствие втулок.
При выявлении неисправностей узла крепления подвески башмака неисправные детали должны быть заменены, недостающие восстановлены.
— правильность соединения рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов между вагонами и разобщительных кранов на подводящих воздухопроводах от магистрали к воздухораспределителям, а также их состояние и надежность крепления;
— правильность включения режимов воздухораспределителей на каждом вагоне с учетом наличия авторежима, в том числе в соответствии с загрузкой и типом колодок;
— плотность тормозной сети состава, которая должна соответствовать установленным нормативам.
Наличие утечек определяется на слух и визуально (при необходимости произвести обмыливание соединений). Явным признаком утечки является наличие масляного валика пыли летом или замасленного инея зимой.
При пропуске воздуха в атмосферу в безрезьбовом соединении допускается подтяжка гайки накидной без снятия соединения с тормозной магистрали моментом, указанным в таблице
Безрезьбовое соединение в тормозной магистрали грузовых вагонов
Таблица — Рабочие характеристики безрезьбовых соединений
— действие автотормозов на чувствительность к торможению и отпуску. Воздухораспределители, работающие неудовлетворительно, заменить исправными.
— на вагонах с авторежимом — соответствие выхода вилки авторежима загрузке вагона, надежность крепления контактной планки, опорной балки на тележке, авторежима, демпферной части и реле давления на кронштейне; ослабшие болты затянуть;
— правильность регулирования рычажной передачи и действие автоматических регуляторов, выход штока тормозных цилиндров.
Тщательному контролю подлежат места изгибов, сужения и соединения труб, зоны разобщительных и концевых кранов, соединительные рукава с головками для выявления ледяных пробок, которые могут образоваться из-за перепада температур. Выявлять места образования ледяных пробок рекомендуется путем остукивания воздухопровода молотком с последующим отогреванием при соблюдении правил пожарной безопасности и с последующей продувкой магистрали для удаления остатков льда.
Согласно требований «Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава», утвержденного Советом по ж. транспорту государств-участников Содружества, протокол от 6-7 мая 2014 № 60:
— в случае замерзания магистрального воздухопровода, прежде всего, необходимо обстучать его легкими ударами молотка — глухой звук указывает на наличие ледяной пробки. Такое место воздухопровода надо отогреть, после чего продуть магистраль через концевые краны до полного удаления ледяной пробки;
— отогревать огнем главные резервуары, нагнетательную, питательную и перепускную трубы можно только после выпуска из них сжатого воздуха и при закрытых выпускных кранах.
Открывать краны разрешается только после удаления огня;
Запрещается отогревать открытым огнем замерзшие тормозные приборы и их узлы!
— замерзшие соединительные рукава воздухопроводов снять, отогреть и вновь поставить или заменить запасными;
Перед соединением рукавов тормозной магистрали работник, производящий соединение рукавов должен очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, проверить состояние уплотнительных колец, при необходимости зачистить поверхности электрических контактов головок рукавов наждачным полотном, продуть ее сжатым воздухом. Негодные уплотнительные кольца заменить. Запрещается наносить смазку на кольца.
При продувке тормозной магистрали перед соединением рукавов работнику, производящему соединение рукавов необходимо убедиться в свободном проходе воздуха.
При замерзании воздухораспределителя выключить его и выпустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока тормозного цилиндра, после чего воздухораспределитель заменить на исправный.
Требования к тормозным цилиндрам.
Замораживание тормозных цилиндров зимой происходит в период колебания температуры воздуха относительно нуля после продолжительных морозов. В этих условиях при плюсовых температурах снег в цилиндрах растаивает, а при морозах образуется лед. Снег в нерабочей полости цилиндра накапливается при каждом отпуске тормозов в течение продолжительного периода работы на морозе.
Возможное образование льда в корпусе тормозного цилиндра
Если в тормозном цилиндре из-за замерзания в нем влаги поршень потерял подвижность, такой цилиндр надо вскрыть(утечка воздуха по штоку), вынуть поршень, очистить рабочую поверхность цилиндра, протереть ее сухой технической салфеткой и смазать смазкой ЖТ-79Л или ПЛАСМА-Т5. Негодную манжету заменить. После сборки цилиндра зарядить тормозную магистраль до величины зарядного давления, затем произвести полное служебное торможение и в течение 120 секунд отпуск тормоза не должен произойти.
В тормозных цилиндрах для спуска воды делаются специальные канавки в передней крышке.
В вагонных тормозных цилиндрах прежнего выпуска в порядке модернизации просверлены отверстия диаметром 10 мм.
Фланцевые соединения и манжеты тормозных цилиндров
В переходное время «зима-лето» при подготовке тормозов в составе обращать внимание на плотность фланцевых соединений тормозных приборов и манжет тормозных цилиндров.
При опробовании автотормозов и обнаружении воздухораспределителей, нечувствительных к торможению и отпуску, а также с наличием замедленного отпуска, затянуть болты привалочного фланца главной магистральной части воздухораспределителя, осмотреть и очистить пылеулавливающую сетку, после чего повторить проверку действия тормоза; в случае неудовлетворительного результата проверки заменить главную или магистральную часть воздухораспределителя;
При плохой подвижности деталей рычажной передачи смазать их шарнирные соединения сезонным осевым маслом с добавлением керосина, образовавшийся лед удалить при первой возможности. Не допускается отправлять в поезде вагоны с тормозными колодками, которые не отходят от колес вследствие замораживания тормозной рычажной передачи.
Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов в том числе с потележечным торможением и оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов
Тормозное оборудование подвижного состава разделяют:
- пневматическое – это приборы, работающие под давлением сжатого воздуха;
- механическое – это тормозная рычажная передача.
Пневматическое тормозное оборудование по своему назначению делится на 4 основные группы:
1 группа – приборы питания тормоза сжатым воздухом:
- компрессор – предназначен для получения сжатого воздуха;
- главные резервуары – предназначены для хранения запаса сжатого воздуха;
- регулятор давления – предназначен для автоматического управления работой компрессора в зависимости от изменения давления в главных резервуарах;
- предохранительные клапаны – предназначены для выпуска избытка воздуха из главных резервуаров в случае превышения установленного давления;
- обратные клапаны – предназначены для разгрузки клапанов компрессора во время его остановки от действия давления сжатого воздуха из главных резервуаров.
– приборы управления автотормозом:
- кран машиниста – основной прибор, предназначен для управления пневматическими тормозами подвижного состава. От крана машиниста в значительной степени зависит надежность действия тормозов в поезде;
- кран вспомогательного тормоза – предназначен для управления только тормозом локомотива;
- кран двойной тяги (разобщительный);
- комбинированный кран – предназначен для включения (отключения) тормозной магистрали состава;
- манометры.
Пневматическое тормозное оборудование 1 и 2 группы располагаются непосредственно на тяговом подвижном составе.
– приборы, осуществляющие торможение:
- воздухораспределитель;
- тормозной цилиндр;
- запасной резервуар;
- автоматические регуляторы режимов торможения (авторежим);
— воздухопровод и арматура тормоза:
- тормозная магистраль;
- концевые краны;
- соединительные рукава;
- разобщительный кран;
- подводящая трубка;
- соединительные детали (тройники, муфты).
Рисунок 2. 1 – Схема тормозного оборудования грузового вагона
Двухкамерный резервуар 7 (см. рис. ) прикреплен к раме вагона четырьмя болтами и соединен трубопроводом диаметром 3/4″ (19 мм) с пылеловкой 5 через разобщительный кран 8 № 372. С запасным резервуаром (ЗР) 11 объемом 78 л и тормозным цилиндром (ТЦ) 13 диаметром 14″ (356 мм) двухкамерный резервуар соединен через автоматический регулятор режимов торможения (авторежим) 12 № 265А. К двухкамерному резервуару 7 прикреплены магистральная 9 и главная 6 части воздухораспределителя №483.
На магистральной трубе 4 диаметром 11/4″ (32 мм) расположены концевые краны 2 № 190 и соединительные рукава 1 № Р17. Концевые краны установлены с поворотом на 60° относительно горизонтальной оси. Это улучшает работу рукавов в кривых участках пути и устраняет удары головок рукавов при следовании через горочные замедлители.
Стоп-кран 3 со снятой ручкой ставят только на вагонах с тормозной площадкой.
При зарядке и отпуске тормоза сжатый воздух из тормозной магистрали (ТМ) поступает в двухкамерный резервуар 7 и заполняет золотниковую и рабочую камеры воздухораспределителя, а также запасный резервуар 11. Тормозной цилиндр 13 сообщается с атмосферой через авторежим 12 и главную часть 6 воздухораспределителя. При понижении давления в ТМ темпом служебного или экстренного торможения воздухораспределитель разобщает ТЦ 13 от атмосферы и сообщает его с запасным резервуаром 11 через авторежим 12.
На вагонах без авторежима давление в ТЦ устанавливается ручным переключателем режимов торможения воздухораспределителя в зависимости от загрузки вагона и типа колодок. На вагонах с авторежимом рукоятку переключателя режимов торможения закрепляют в положении среднего режима при композиционных колодках или в положении груженого режима – при чугунных колодках. После чего рукоятка переключателя должна быть снята.
Для возможности отключения тормозной магистрали при обрыве подводящей трубы к воздухораспределителю разобщительный кран 8 ввертывают через штуцер непосредственно в тройник 5.
3 Приборы осуществляющие торможение
Воздухораспределители (далее ВР) предназначены для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от давления в тормозной магистрали и установленного режима действия.
Воздухораспределитель Усл. №483 является основным тормозным прибором грузового вагона. Его функции таковы:
- при разрядке ТМ (под разрядкой понимается понижение давления в ТМ) ВР «чувствует» разрядку и сообщает ЗР с ТЦ, то есть производит торможение.
- при прекращении разрядки – перекрыше – ВР прекращает наполнение ТЦ. Созданное в ТЦ давление в положении перекрыши должно автоматически поддерживаться (восполнение утечек).
Рисунок 3. 1 – Воздухораспределитель №483
Кроме того, ВР должны соответствовать следующим требованиям:
Не реагировать на медленный темп изменения давления (темп мягкости) до 0,3 кг/см² в минуту;
Ускорять и поддерживать незатухающую тормозную волну путем дополнительной разрядки ТМ в начальной фазе торможения;
Обеспечивать одновременность наполнения ТЦ по длине поезда и одинаковый уровень давления в них;
Иметь различные режимы торможения и отпуска в зависимости от условий эксплуатации.
В комплект воздухораспределителя входят (см. рис. 1):
Двухкамерный резервуар прикреплен к раме к раме вагона четырьмя болтами М20 с постановкой пружинных шайб и прорезных или корончатых гаек с фиксацией их шплинтами, входящими в отверстие болта и прорезь гайки (см. рис.
Рисунок 3. 2 – Крепление двухкамерного резервуара к раме вагона
Рисунок 3. 3 – Подсоединение двухкамерного резервуара к тормозной системе вагона
Двухкамерный резервуар соединен подводящей трубкой 2 (см. рис. 3, а) через разобщительный кран 4 и тройник 3 с магистралью, подводящими воздухопроводами – с запасным резервуаром, объемом 78 (135) литров и тормозным цилиндром, диаметром 14″ (16″) через авторежим (при его наличии по конструкции) (см. рис. 3, б).
К двухкамерному резервуару прикреплены магистральная (МЧ) и главная части (ГЧ) воздухораспределителя (см. рис.
При зарядке и отпуске тормоза сжатый воздух из тормозной магистрали поступает в двухкамерный резервуар. Происходит зарядка золотниковой (ЗК) и рабочей камер (РК) двухкамерного резервуара (см. рис. 4) и запасного резервуара. Тормозной цилиндр сообщен с атмосферой полостью (Ат) через авторежим (при его наличии по конструкции) и главную часть.
Рисунок 3. 4 – Устройство двухкамерного резервуара
При понижении давления в магистрали воздухораспределитель соединяет запасной резервуар с тормозным цилиндром через авторежим, который регулирует давление в тормозном цилиндре в зависимости от загрузки вагона. Давлением сжатого воздуха поршень тормозного цилиндра передвигается, происходит выход штока и торможение. На вагонах без авторежима потребное давление в тормозном цилиндре устанавливается ручным переключателем режимов в зависимости от загрузки вагона.
Магистральная часть (см. рис. 5) осуществляет управление главной частью и обеспечивает бесступенчатый и ступенчатый отпуск тормоза (равнинный и горный режим).
Рисунок 3. 5 – Магистральная часть
Для включения воздухораспределителя на равнинный или горный режим в зависимости от профиля пути необходимо ручку переключателя 1 (см. рис. 5) повернуть вверх или вниз в сторону букв Р или Г, отлитых на крышке. Отпуск воздухораспределителя вручную производится оттягиванием поводка, присоединенного к стержню.
Главная часть (см. рис. 6) служит повторителем, сообщающим тормозной цилиндр с запасным резервуаром при торможении и тормозной цилиндр с атмосферой при отпуске, в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали.
Рисунок 3. 6 – Главная часть
Поводки выпускных клапанов должны быть выполнены в виде цепочек. При этом звенья цепочки должны изготавливаться из проволоки диаметром от 4 до 5 мм, соединительный размер звена (шаг цепочки) должен быть не более 310 мм. Концы звеньев должны быть сварены внахлестку. Соединение поводков с толкателем выпускного клапана воздухораспределителя необходимо производить с помощью кольца с внутренним диаметром от 30 до 40 мм, выполненного навивкой (без сварки) в 2 оборота из пружинной проволоки диаметром 3 мм.
Поводки необходимо выводить на обе стороны вагона.
При постановке поводков необходимо проверять их действие – перемещение поводка должно быть свободным, без заеданий.
Смена главной, магистральной части воздухораспределителя
При смене главной, магистральной частей воздухораспределителей прежде чем приступить к работе, осмотрщик- ремонтник:
Выключает тормоз, перекрыв разобщительный кран;
Выпускает воздух из рабочей камеры через выпускной клапан
Для снятия неисправной главной части отвернуть гайки М 12 со шпилек М 12 — 4 штуки, прикрепляющие главную часть, снять главную часть, отвернуть гайки М 12 со шпилек М 12 , прикрепляющие магистральную часть воздухораспределителя к фланцу двухкамерного резервуара
Снять главную или магистральную часть воздухораспределителя.
При смене главной или магистральной части воздухораспределителя надо убедиться в чистоте прокладки привалочного фланца, в отсутствии прорывов, порезов, забоин и других недостатков, которые могут вызвать пропуск воздуха, при необходимости заменить на новые.
Открыть разобщительный кран и продуть рабочую камеру сжатым воздухом, после чего закрыть разобщительный кран
Перед установкой на вагон у отремонтированной главной части необходимо проверить наличие бирки ремонтного предприятия
Установить исправную главную часть на шпильки М12 двухкамерного резервуара и закрепить гайками М 12. Затягивать гайки на шпильках необходимо по диагонали, избегая перекоса вновь установленной главной части.
Включить воздухораспределитель путем открытия разобщительного крана. При включении должен быть слышен щелчок.
После смены главной магистральной части воздухораспределителя осмотрщик — ремонтник должен плавно открыть разобщительный кран и произвести зарядку тормоза от стационарной установки, проверить обмыливанием места соединения главной и магистральной частей воздухораспределителя с двухкамерным резервуаром (образование мыльных пузырей не допускается).
Проверить действие воздухораспределителя на торможение и отпуск зарядным давлением. После отпуска обязательно дополнительно подтянуть гайки шпилек привалочных фланцев главной и магистральной частей тормозных приборов.
Замена тормозных колодок
Минимальная толщина тормозных колодок, при которой они подлежат замене (толщина предельно изношенных тормозных колодок) должна быть не менее:
- чугунных — 12 мм;
- композиционных с металлическим штампованным каркасом — 14 мм;
- композиционных с сетчато-проволочным каркасом — 10 мм.
При сверхнормативном износе тормозной колодки , тормозную колодку заменить
Композиционные тормозные колодки с сетчато-проволочным каркасом можно отличить от композиционных тормозных колодок с металлическим штампованным каркасом по ушку, заполненному фрикционной композиционной массой.
Толщину тормозной колодки следует проверять с наружной стороны тележки.
При клиновидном износе толщину тормозной колодки следует контролировать на расстоянии 50 мм от тонкого края колодки. В случае явного износа тормозной колодки с внутренней стороны (со стороны гребня колеса) колодку заменить, если этот износ может вызвать повреждение башмака.
При износе боковой поверхности тормозных колодок со стороны гребня колеса необходимо проверить состояние триангелей, траверс (у грузовых вагонов с тележками пассажирского типа), тормозных башмаков и их подвесок, тормозные колодки заменить.
Минимальная толщина вновь устанавливаемой тормозной колодки должна быть не менее 25 мм, при этом клиновидный износ не допускается.
Запрещается устанавливать композиционные тормозные колодки на вагоны, рычажная передача которых установлена под чугунные колодки (оси затяжек горизонтальных рычагов находятся в отверстиях, расположенных дальше от тормозного цилиндра), и, наоборот, не допускается ставить чугунные тормозные колодки на вагоны, рычажная передача которых установлена под композиционные колодки.
При композиционных колодках затяжка горизонтальных рычагов должна быть соединена по отверстиям в горизонтальных рычагах, расположенных ближе к тормозному цилиндру, при чугунных колодках дальше от тормозного цилиндра.
Исключение составляют служебные и дизельные вагоны рефрижераторного подвижного состава, а также грузовые вагоны с дизельным отделением пятивагонных рефрижераторных секций, тормозная рычажная передача которых рассчитана только на чугунные колодки (горизонтальные тормозные рычаги имеют одно отверстие для соединения с затяжкой). На таких вагонах разрешается ставить композиционные тормозные колодки при обязательном условии, что воздухораспределители этих вагонов должны быть закреплены на «Порожний» режиме работы воздухораспределителя.
Вагоны с тарой от 27 т и более, в том числе шестиосные и восьмиосные вагоны, разрешается эксплуатировать только с композиционными тормозными колодками.
При замене тормозных колодок необходимо соблюдать следующие условия:
- на одном вагоне должны быть установлены колодки одного типа и конструкции;
- колодки на одной оси не должны различаться по толщине более чем на 10 мм.
Порядок замены тормозной колодки
При необходимости замены тормозной колодки у вагона:
1) перекрыть концевые краны с обеих сторон;
2) Для отпуска тормоза путем воздействия на цепочку выпускного клапана выпустить воздух из тормозной магистрали вагона в атмосферу;
3) После отпуска тормоза и отвода колодок от колеса извлечь чеку 1 , отсоединить тягу от горизонталного рычага, выбить чеку крепления колодки, оттянуть триангель, снять неисправную тормозную колодку
4) установить исправную колодку ушком в предусмотренный для этой цели центральный зев башмака. Концевые направляющие бобышки колодки должны входить в направляющие пазы башмака. Закрепить колодку исправной чекой 1. Чека должна проходить через отверстия в выступах башмака и в ушке колодки.
Тормозная колодка должна быть установлена так, чтобы округлая грань поверхности трения колодки была обращена к гребню колеса.
На одном триангеле колодки не должны различаться по толщине более чем на 10 мм. На вагоне необходимо устанавливать колодки одного типа и конструкции.
Зазор между тормозной колодкой и колесом должен быть не более 10 мм и колодка не должна выходить за наружную грань колеса более чем на 10 мм.
Соединить тормозную тягу с горизонтальным рычагом, открыть разобщителный кран с обеих сторон вагона. После зарядки тормоза необходимо выполнить пробное торможение и проконтролировать выход штока тормозного цилиндра.
Выход штока тормозного цилиндра при полном служебном торможении
- с чугунными колодками 75 мм — 125 мм
- композиционными колодками 50 мм — 100 мм.
При необходимости провести регулировку тормозной рычажной передачи в установленном порядке.
Воздухораспределители предназначены для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от давления в тормозной магистрали и установленного режима действия.
Воздухораспределитель состоит из
— камера (двухкамерный резервуар) (1), — главная часть (2),- магистральная часть (3). ВР должен обеспечивать исправность действия при торможении и отпуске (отсутствие самопроизвольного или замедленного отпуска).
Выявление неисправности, при которых производится замена главной или магистральной части воздухораспределителя